30 июля 2023 года в России отметили День Военно-морского флота. Данный праздник является хорошим поводом для того, чтобы вспомнить какой вклад внесли военные моряки в Победу в Великой Отечественной войне, в частности в одном из важнейших её сражений — Сталинградской битве, которая стала следствием реализации замысла германского командования по лишению Советской армии поставок каспийской нефти по Волге.
Подробности участия военных моряков в Сталинградской битве можно узнать из статьи «ВОЛЖСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ ВПИСАЛА ЯРКИЕ СТРАНИЦЫ В ИСТОРИЮ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ» от 30 октября 2021 г. Александра Фолиева, опубликованной в Сталинградской Правде.
27 октября 1941 года вышел приказ Народного комиссара ВМФ СССР о формировании Волжской военной флотилии – оперативного объединения Рабоче-Крестьянского Красного флота.
О том, какой вклад внесла флотилия в историческую победу под Сталинградом, свидетельствуют слова Маршала Советского Союза Василия Чуйкова: «О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62‑я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия».
Между тем стоит согласиться и с мнением выдающегося советского военачальника адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова, отметившего, что «о боевых делах Волжской флотилии рассказано еще далеко не все».
Подробно о боевой работе моряков Волжской военной флотилии в дни Сталинградской битвы рассказать в одной газетной публикации трудно. Поэтому мы решили затронуть лишь несколько малоизвестных фактов и событий той поры.
Поможет нам историк и оружиевед Иван Коротков – ведущий хранитель фондов Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва».
Пароходы стали канонерками
Создавалась Волжская военная флотилия не на пустом месте, базой ее формирования стал учебный отряд кораблей Военно-морского флота (ВМФ).
– Этот отряд был создан, – объясняет Иван Коротков, – в соответствии с постановлением ГКО СССР № 162сс от 16 июля 1941 года «О формировании учебного отряда кораблей ВМФ на р. Волга» и с приказом НК ВМФ № 0023 от того же числа.
Главная база отряда должна была быть в Сталинграде, а маневренные – в Ульяновске и Горьком.
В новый отряд сразу же было мобилизовано 7 колесных буксирных пароходов водоизмещением в 400 т и максимальной скоростью хода в 18,5 узла.
Все они построены Зеленодольским заводом «Красный металлист» в 1934‑1938 годах: «Громов», «Руднев», «Усыскин», «Киров», «Федосеенко», «Щорс», «Чапаев».
– С пароходов снимались все лишние для ведения боевых действий деревянные надстройки, усиливались корпуса, – рассказывает иван Коротков. – Их вооружали 2 100‑мм корабельными пушками Б-24БМ в бронированных полубашнях, а также 2 зенитками и пулеметами.
Осенью 1942 года флотилия пополнилась и другими такими же переоборудованными пароходами, их стали называть «канонерскими лодками», именно они и составили главную ударную силу Волжской военной флотилии.
Кроме того, в учебном отряде кораблей были катера-тральщики и бронекатера проектов 1124 и 1125.
Во время Сталинградской битвы на Волге ходили суда не только Волжской военной флотилии. Перевозкой грузов (различные грузовые караваны, баржи) занимался Волготанкер.
Мирные суда стали боевыми
– Тогда в ведении Нижне-Волжского речного пароходства были переправы и пассажирские перевозки, – продолжает Иван Коротков, – а сама ВВФ, кроме ведения боевых действий, прикрывала грузовые караваны, переправляла подкрепление и различные грузы военного назначения.
Состав флотилии, поставленные боевые задачи вплоть до ее расформирования летом 1944 года менялись в зависимости от развития событий на фронте и в районе Сталинграда.
Но, пожалуй, главная особенность Волжской военной флотилии в том, что большую часть кораблей (плавсредств) составляли мобилизованные гражданские суда.
Необходимо отметить поистине героическую работу Сталинградского судостроительного завода.
С 1 сентября 1942 года и до конца навигации на Волге работники завода ввели в строй 61 судно различного назначения, постоянно занимались ремонтом поврежденных судов всех типов как на своей территории, так и силами выездных бригад.
Только с октября и за 1-ю половину ноября в прифронтовых условиях ими были отремонтированы 16 катеров и баркасов, 3 парохода, 4 спаренных военных парома, 9 тральщиков, 4 плавучие батареи и 6 несамоходных паромов.
«Усыскин» и «Чапаев»
Впервые корабли флотилии открыли огонь по противнику 20 августа 1942 года, когда 4‑я танковая армия немецкого генерал-полковника Гота попыталась прорваться к Сталинграду.
Наступление шло с юга вдоль Волги, через Красноармейский район, где занимали оборонительные позиции 57‑я и 64‑я армии.
Советские части поддерживали огнем канонерские лодки «Громов», «Руднев», Щорс», «Киров», «Федосеенко» и плавбатареи № 97 и № 98.
Огневые позиции располагались у острова Сарпинского, напротив Красноармейска и Бекетовки и в районе Татьянки и Светлого Яра. Здесь в 20-х числах августа врага остановили, и фронт стабилизировался.
Плавбатареи были особыми артиллерийскими подразделениями.
Это несамоходные баржи, вооруженные 2 152‑мм гаубицами-пушками образца 1937 года МЛ-20.
Контр-адмирал Дмитрий Рогачев так оценивал действия канонерских лодок:
«…Безбронные корабли, вооруженные 100‑мм системой Б-24, при умелом их использовании могут дать большой эффект, используемые на закрытых позициях и хорошо замаскированные…»
Адмирал Николай Кузнецов в своих мемуарах привел такой факт:
«…Вспоминается рассказ командира канонерской лодки «Усыскин», входившей в состав Волжской военной флотилии, о том, как в критический период обороны Сталинграда генерал Андрей Иванович Еременко, командовавший фронтом, посетил корабль и расцеловал комендоров за меткую стрельбу по вражеским танкам…»
Случай в годы войны редкий, если не сказать уникальный. Боевые задачи экипаж выполнял под командованием капитан-лейтенанта Кузнецова и военкома политрука Грищенко.
Корректировал огонь на наблюдательном пункте лейтенант Василий Загинайло – один из лучших артиллеристов флотилии, за бои в Сталинграде он был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени.
Последние выстрелы по врагу канониры «Усыскина» произвели 31 января 43-го, а 27 февраля героические канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» были награждены орденами Красного Знамени.
В бой идут «речные танки»
В состав Волжской военной флотилии входило 3 типа бронекатеров (БК) – проекта 1124, которые называли «Амурские», проекта 1125 – «Днепровские» и проекта С-40 – «Аму-Дарьинские». Все 3 типа БК разработаны в предвоенные годы и были весьма близки по конструкции.
Свои названия бронекатера получили по рекам, на которых планировалось применять их первоначально, в дни боев за Сталинград бронекатера защитники города ласково называли «броняшки», «бычки» или «букашки».
Бронекатера проектов 1124 и 1125 были водоизмещением 42 и 26 т, а С-40 – 31,9 т. Чтобы иметь возможность плавать по рекам, осадка их была всего 0,8 м (проект 1124) и 0,5 м (проект 1125 и С-40).
Эти БК вписывались в железнодорожные габариты СССР при перевозке по железной дороге на открытой платформе. Это позволяло перебрасывать катера на дальние расстояния.
Вооружение проекта 1124 состояло из 2 76,2‑мм орудий каждое в башне от танка и 2 7,62‑мм пулеметов в башенной установке.
На первые БК ставили башню среднего танка Т-28 с 76‑мм пушкой образца 1927 / 32 годов, а с начала 1942‑го – башню танка Т-34 с 76‑мм пушкой Ф-34.
Скорее всего, из-за использования в конструкции танковых, а не морских башен, бронекатера и получили свое ставшее почти официальным название «речные танки».
Катера проекта 1125 и С-40 имели на вооружении 1 танковую башню и 2 крупнокалиберных 12,7‑мм пулемета ДШК.
Именно в Волгограде – единственном городе России – установлены в качестве памятников бронекатера 2 проектов. Бронекатер Б-13 проекта 1125 можно увидеть на Центральной набережной Волгограда, а единственный дошедший до наших дней бронекатер Б-31 проекта С-40 поднят со дна Волги в 2017 году, отреставрирован и теперь стоит на набережной же в специальном павильоне.
Реактивный огонь с воды
В 1941‑1942 годах из‑за нехватки башен танков Т-34 часть бронекатеров проекта 1124 вооружали 76‑мм зенитными пушками образца 1914 / 15 годов (пушками Лендера). Орудия располагались на палубе открыто, такие бронекатера успешно выполняли задачу по сопровождению караванов судов и их защите от налетов авиации противника.
Осенью 1942 года на вооружение бронекатеров были приняты реактивные установки М-8‑М и M-13‑MI.
– Впервые в мировой практике ракетное вооружение с палубы боевого корабля было применено по врагу именно под Сталинградом.
БКА № 52 (проект 1124) был вооружен опытным образцом ПУ М-13МІІ с 16 направляющими.
На катерах этого проекта пусковая установка монтировалась вместо кормовой башни, а на катерах проекта 1125 – на корме дополнительно.
– Живучесть бронекатеров была очень высокой, – поясняет Иван Коротков. – Если не отказывали двигатели, то катера не выходили из боя, даже если получали несколько попаданий.
При прямом попадании снаряда в бензобак топливо, как правило, не горело и не взрывалось, потому что от двигателей подавали выхлопные газы, которые заполняли объем бака над уменьшающимся уровнем бензина.
Условия боевой работы и жизни в отсеках бронекатеров были очень сложными. И вместе с тем подобных кораблей для проведения боевых операций на реках или озерах в годы Второй мировой войны не было ни в одной армии, кроме нашей.
К сожалению, сразу после Сталинградской битвы все канонерские лодки и плавучие батареи разоружили и передали в народное хозяйство.
Пароходы, бывшие канонерскими лодками, в конце 50‑х – начале 60‑х списали на металлолом, поэтому сохранились лишь их модели и довольно немногочисленные фото.
Два лучших артиллериста флотилии
Военный снимок из Сталинграда хранит память о подвиге бойцов
В Российском государственном архиве кинофотодокументов есть снимок военного корреспондента газеты «Известия» Павла Трошкина «Один из лучших орудийных расчетов Волжской военной флотилии: матрос-наводчик А. В. Васильев и старшина 2‑й статьи командир башни П. Г. Крюков». Фото сделано в разгар боев за Сталинград в октябре 42-го. Вот что нашему военному обозревателю Александру Фолиеву удалось установить по архивным документам.
Петр Георгиевич Крюков родился 28 июня 1921 года в селе Епанчино Глазковского района Тамбовской области.
В 1940 году был призван на службу в армию. От Сталинграда в составе Волжской, а затем Днепровской военных флотилий, он дошел до Германии.
В годы войны был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями Нахимова, «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941‑1945 гг.».
Уволился с военной службы в июне 1947 года в звании главного старшины командира бронекатера, в 1985 году награжден орденом Отечественной войны I степени.
Александр Васильевич Васильев родился в с. Мошенское Демянского района Ленинградской области. В армию был призван в 1941 году.
За годы войны награжден орденом Красной Звезды, 2 медалями «За отвагу», медалями Нахимова, «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941‑1945 гг.».
Прошел с боями комендором пушки бронекатера от Сталинграда до Германии, причем все время воевал в экипаже бронекатера Б-13. В 1985 году награжден орденом Отечественной войны I степени.
Самое интересное, что можно сказать с точностью до сантиметра, где сделана эта фотография: на башне катера БК-13. Этот катер в 1994 году установили на Центральной набережной Волгограда.
Фото: ИД «Волгоградская правда»/архив
Добавить комментарий