Редактор портала «Каспийский вестник» выступил с докладом по МТК «Север-Юг» в Элисте
Колонка редактора

Редактор портала «Каспийский вестник» выступил с докладом по МТК «Север-Юг» в Элисте

21 сентября Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова совместно с АНО «Русско-Туркменский Центр Культуры», и Фондом содействия укреплению дружбы народов прикаспийских государств «Наследие Каспия» в рамках экономического форума «Элиста-2024» провели тематическую сессию «Международный транспортный коридор «Север-Юг» — перспективы экономик стран Прикаспийского региона. Евразийские транзитные проекты: единство истории, культуры и будущее экономики.  Роль, место и будущее Республики Калмыкия».

Модератором дискуссионной площадки выступил Каландаров Камилжан Хамутович, Директор АНО «Русско-Туркменский Центр Культуры», Председатель Фонда содействия укреплению дружбы народов прикаспийских государств «Наследие Каспия», Элиста, Республика Калмыкия, доктор философских наук.

Основным докладчиком тематической сессии выступил Владислав Кондратьев, редактор информационно-аналитического портала «Каспийский вестник», эксперт Каспийского института стратегических исследований (КИСИ). Ниже редакция портала приводит текст его выступления:

Каспийское море издавна привлекало внимание людей торговли, через него прокладывались важные торговые пути: на Балтику – через Волгу; на Черное море – через Кавказский перешеек; в Хиву и Бухару – через закаспийские пустыни. Большой интерес Каспий представлял и для российских торговцев. Еще в XV веке (1468) купец Афанасий Никитин совершил свое знаменитое путешествие из Твери в Индию через Каспий и Персию, наглядно показав возможности транзита через российскую и иранскую территорию грузов из Индии и южно-азиатских стран на этом маршруте.

После взятия Астрахани Иваном Грозным в 1556 году торгово-экономические связи России с восточными странами, в том числе с Ираном, начали развиваться особенно быстро. Уже в 1599 году персидское посольство, совершив переход из Казвина по Каспийскому морю, впервые посетило Астрахань. В течение XVII века русско-иранские торговые связи приобрели заметное место в экономике и экономической политике обеих стран, именно поэтому важным видом торговых связей стала казенная торговля, возглавлявшаяся, с одной стороны, русским царем, а с другой – персидским шахом. При этом, уже в те времена руководство нашей страны придавало особое значение организации транзита иранских товаров, в первую очередь, иранского шелка, через российскую территорию в европейские страны. Именно поэтому привлечение всей транзитной торговли шелком-сырцом Ирана через Россию на Запад было одной из  главных целей первого русско-иранского торгового договора, заключенного царским посольством во главе с Артемием Волынским в 1717 году. Правивший в те времена Российским государством Петр I придавал большое значение торговле с Ираном при решении стоящих перед Россией задач в сфере экономики, внешней политики и геостратегии на Востоке..

Таким образом, исторически бассейн Каспийского моря является важным транзитным центром товарообмена между Европой и южно-азиатскими странами через территорию России. Каспий кратчайшим путем соединяет европейскую часть России со странами бассейна Индийского океана, Ближнего Востока, Западной и Центральной Азии, что сулит нашей стране довольно высокие доходы от транзита товаров из данных регионов.

В этой связи на протяжении ряда последних лет Россией, Ираном и Индией в сотрудничестве с прикаспийскими Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном ведётся работа по реализации международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», являющегося ответвлением международного трансъевропейского коридора № 9 (Хельсинки-Одесса) в направлении Москва – Волгоград – Астрахань с выходом на Каспийское море.

12 сентября 2000 года во время работы 2-й Международной Евроазиатской конференции по транспорту в г. Санкт-Петербурге состоялось подписание Соглашения о международном транспортном коридоре «Север-Юг», участниками которого выступили Россия, Иран и Индия.

Этому предшествовала пробная транспортировка партии 20-футовых контейнеров в декабре 1999 года по маршруту Шри-Ланка – Индия – Иран – Каспийское море – Россия в рамках соглашения о транспортировке экспортно-импортных контейнеров между тремя российскими и тремя иранскими транспортными компаниями от 22 июня 1999 года.

Опыт показал, что в наиболее благоприятных условиях время транспортировки от Бомбея до Астрахани составляет 15-17 суток, а до Москвы 21 сутки по сравнению с 40 сутками через Суэцкий канал, таким образом, время доставки груза сокращается на 20-30%, а транспортные расходы в тех условиях – на 20-25%.

Длительное время коридор «Север-Юг» в основном оставался двусторонним маршрутом для торговли между Ираном и Россией через Каспий.

Первым реальным шагом по воплощению транзитной идеи проекта стало строительство железнодорожной составляющей коридора на восточном побережье Каспия. Казахстаном, Туркменией и Ираном в 2014 году был завершён проект строительства железнодорожной магистрали «Узень – Берекет – Горган», связавшего территории трёх прикаспийских государств. На западном побережье Каспия завершить работы на азербайджано-российско-иранской железнодорожной магистрали «Казвин-Решт-Астара» пока не удалось.

Однако, с учетом ввода в строй альтернативной железной дороги «Казахстан-Туркменистан-Иран»  наметился ряд положительных тенденций в развитии МТК. Особенно ярко эти тенденции проявились в современный период развития коридора, с 2022 года, после начала Специальной военной операции, которая коренным образом изменила не только геополитическую ситуацию в мире, но и каспийскую транспортную логистику.

Сердар Бердымухамедов после своего избрания в 2022 году впервые посетил с государственным визитом Казахстан. Показательно, что в рамках визита стороны подчеркнули важность развития транспортно-логистической инфраструктуры Казахстана и Туркменистана и договорились принять совместные усилия для вывода железной дороги «Казахстан-Туркменистан-Иран» — восточной ветки МТК «Север-Юг», на полную мощность, для чего было поручено подготовить план совместных действий по развитию магистрали. По окончании переговоров состоялась церемония подписания двусторонних документов, в том числе Меморандума между Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК и Агентством транспорта и коммуникаций при Кабинете Министров Туркменистана о развитии транспортно-транзитного сотрудничества.

В дальнейшем глава Туркменистана принял ряд мер по присоединению его страны к проекту МТК, в результате чего 11 июля 2023 года Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2023 N 1852-р «О выражении Российской Стороной согласия на присоединение Туркменистана к Соглашению о международном транспортном коридоре «Север — Юг»», подписанному в г. Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 г.

По оценке туркменской стороны Восточный маршрут этого коридора потребует меньше капитальных затрат по сравнению с другими маршрутами. На сегодняшний день основной поток грузоперевозок по коридору «Север-Юг» на территории Туркменистана привлекает Серахс – южный пограничный переход с Ираном, но есть также переход Акяйла-Инче-Бурун на западе страны, который может увеличить объем транзита. Разрабатывается возможность использования еще одного направления – через  станцию Артык на линии Ашхабад-Мары, где построен и начал функционировать частный грузовой терминал для перевалки грузов между железнодорожным и автомобильным транспортом.

В целях наращивания грузоперевозок через Каспийское море будет создан логистический центр Туркменистана в портовой особой экономической зоне «ОЭЗ «Лотос» Астраханской области.

Серьёзность намерения развивать МТК «Север-Юг» туркменская сторона продемонстрировала, подписав в ходе 27-й международной транспортной выставки TransRussia трехсторонний меморандум о создании совместного предприятия для развития перевозок по данному коридору. Документ был визирован генеральным директором АО «KTZ Express» Кайратом Утяповым, генеральным директором АО «РЖД Логистика» Дмитрием Муревым и генеральным директором ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана» Мерданом Бяшимовым. Деятельность нового совместного предприятия направлена на упрощение процедуры перевозки грузов по транспортному коридору «Север-Юг» в Иран, Индию, страны Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона через пограничные посты Аксарайская, Озинки, Болашак, Инче-Бурун, Серахс. Целью СП стало создание единого логистического оператора на восточном маршруте международного транспортного коридора «Север – Юг».

Таким образом, благодаря Туркменистану и его ближайшим прикаспийским соседям уже сегодня наша страна, стесненная санкциями Запада, имеет стабильный и надежный маршрут по выходу на рынки Южной Азии и Ближнего Востока.

Помимо железнодорожного маршрута в последние годы успешно развивается морское плечо коридора «Север-Юг» — транспортировка грузов через российские и иранские морские порты на Каспии. Во многом способствуют этому принимаемые Тегераном меры по развитию в регионе портовой инфраструктуры. В качестве последнего яркого примера можно назвать недавнее открытие на территории Ирана новой железной дороги, связывающей один из участков коридора «Север-Юг» — железную дорогу «Казвин-Решт» с каспийским портом Ирана Энзели. Известно, что данный проект позволил соединить прикаспийскую иранскую провинцию Гилян с железнодорожной сетью страны и одновременно создать новое направление транспортировки грузов и пассажиров по маршруту «Север-Юг». За счёт соединения линии «Казвин-Решт» с Энзели транзитное время и доставка товаров из Азии в Европу через Персидский залив будут сокращены на 22 дня. В перспективе транзит по ней может составить 10 миллионов тонн товаров в год.

Объемы торговли на Каспии показывают значительный прирост после 2022 года. Определяющее влияние на этот процесс оказывает стремление российских перевозчиков заменить традиционные западные маршруты экспорта на проверенный веками путь из Варяг в Персы, преобразовавшийся в МТК «Север-Юг».

Вместе с тем, следует констатировать, что рост каспийской торговли не позволяет сегодня коренным образом улучшить экономические показатели российско-иранской торговли. По итогам прошлого года он даже несколько снизился.

Кроме того, серьёзные риски в перспективе несёт фактор продолжающегося обмеления Каспийского моря. По прогнозам экспертов этот процесс хоть и имеет цикличный характер, но может продлиться ещё достаточно долго, серьёзно осушив прибрежную часть морской акватории России. Это актуализирует проблему необходимости перманентного дноуглубления Каспия, которая обходится нашей стране всё дороже.

Данная проблемная ситуация требует новых прорывных решений.

Одним из них может стать строительство порта Лагань в Калмыкии, о котором говорят уже достаточно давно, но пока безрезультатно.

Напомним, что решение о реализации проекта было принято в 2015 г., а в 2017 г. было учреждено акционерное общество АО «Порт Лагань». Намечаемый к строительству морской порт предполагается разместить в 2 км к юго-востоку от г. Лагань.

При ближайшем рассмотрении очевидными конкурентными преимуществами строительства порта являются

• Близость железнодорожных и автомобильных путей сообщения. От железнодорожной станции Улан Холл до «Порта Лагань» — 42 км, от федеральной автотрассы до «Порта Лагань» трассы — 22 км.

• Близость с Ираном позволяет гарантировать круглогодичный товарооборот зерна из РФ в Иран до 10 млн. тонн в год (в том числе – в рамках уже существующих договоренностей о поставках зерна из Старополья в Иран) и овощей и фруктов в РФ из Исламской Республики Иран. Общий объем товарооборота может составить до 45 млн тонн в год.

• Возможность вхождения в Зону свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Исламской Республикой Иран, что обеспечит значительный прирост ВВП между участниками соглашения.

• Естественное географическое пересечение транзитных грузопотоков между странами Европы и Азии/Ближнего Востока (Ираном, Индией, Пакистаном, Афганистаном, Ираком, Ливаном и Сирией).

Здесь следует напомнить, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 992-р утверждена Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020 — 2024 годы.

Одним из важных мероприятий, предусмотренных документом являлась подготовка финансово-экономического обоснования целесообразности создания объектов инфраструктуры морского порта в г. Лагань, которую власти региона успешно отработали и направили на рассмотрение в федеральный центр. Однако до сегодняшнего момента окончательное решение по проекту к сожалению не принято. В этом году Программа 2020 года завершает своё действие, поэтому в новых геополитических и природно-географических реалиях потребность в порту Лагани значительно возросла.

Однако Калмыкия может внести вклад в развитие коридора Север-Юг не только строительством порта. В отмеченной ранее Программе был прописан ещё один перспективный проект строительства железнодорожной линии Улан Хол — Адык — Яшкуль — Элиста — Зимовники, которая будет способствовать организации нового международного транспортного коридора с учетом планируемого строительства порта в г. Лагань.

Через южную часть Республики Калмыкия проходит географически выгодный путь транспортировки грузов из стран, расположенных в акватории Каспийского моря, что может позволить ей выступать естественным мостом между Европой и Азией.

Строительство железнодорожной линии Улан Хол – Зимовники позволит соединить  железнодорожную станцию Улан Холл, расположенную на удалении 42 км от порта Лагань и станцию «Зимовники», расположенную на достаточно развитой двухпутной электрифицированной железнодорожной линии Волгоград-1 — Сальск. Станция входит в структуру Ростовского региона Северо-Кавказской железной дороги ОАО Российские железные дороги и следовательно имеет выход на Азовское море.

Перспективная железнодорожная линия Улан Хол — Адык — Яшкуль — Элиста — Зимовники

Таким образом, в случае реализации проекта строительства порта Лагань он получит выход сразу на два перспективных направления транспортировки грузов – на международный транспортный коридор «Север-Юг», ориентированный на страны Северной Европы, а также в Черноморский бассейн, откуда грузы морем могут доставляться как в европейские, так и другие страны. Естественно, это существенно повышает конкурентоспособность лаганского порта.

Однако, безусловно, до реального строительства порта предстоит весьма долгий путь. В утверждённой программе ничего не сказано о железнодорожной линии  между Лаганью и Улан-Холлом, которая могла бы упростить логистику маршрута.

Таким образом, современной России пока не удалось полноценно реализовать один из крупнейших своих каспийских проектов, идея которого сформировалась несколько столетий назад и реализовывалась многими поколениями российских управленцев. В настоящее время от того, сможет ли наша страна успешно реализовать проект МТК «Север-Юг» во многом зависит геополитический статус России в Каспийском регионе и Евразии в целом.

Понимая это, федеральные и региональные органы исполнительной власти РФ проводят целенаправленную работу по развитию коридора «Север-Юг». Улучшаются  тарифные условия; создается зона свободной торговли между Россией, Индией и Ираном; проводятся дноуглубительные работы, мероприятия по снижению заносимости Волго-Каспийского судоходного морского канала; осуществляется строительство и модернизация инфраструктуры портов, морского вокзала, обустройство пунктов пропуска; строятся суда пассажирского, транспортного и вспомогательного флота; обновляется парк подвижного состава железнодорожного транспорта; вводятся понижающие коэффициенты на тарифы железнодорожного транспорта в направлении российских портов на Каспии; ускоряются и упрощаются таможенные процедуры и т.д.

В этих условиях Республика Калмыкия может стать важным участником процесса становления МТК «Север-Юг» в качестве глобального евразийского транспортного проекта, имеющего важнейшее геополитическое значение.

2 октября, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели