Каспийский регион издавна привлекал внимание людей торговли и путешественников-первопроходцев, в первую очередь, по причине его выгодного географического положения на стыке Европы и Азии. Не случайно через Каспийское море с древних времен прокладывались важные торговые пути, связывающие Восток и Запад.
После распада СССР в 1991 году произошло становление Каспийского макрорегиона в качестве самостоятельной общности. Соответственно изменилось его геополитическое значение. Административные границы превратились в государственные границы, а бывшие союзные республики в суверенные независимые государства, что вывело регион в число достаточно динамично развивающихся регионов мира.
Транспортно-коммуникационный потенциал Каспия как фактор геополитики
В современных реалиях транспортно-коммуникационный потенциал Каспия стал одним из главных факторов, определяющих геополитическое значение региона.
В последние годы по мере пересмотра изначально заявленных прогнозных запасов углеводородных ресурсов на дне Каспийского моря, геополитический статус Каспийского региона всё более определяется состоянием его транспортной инфраструктуры, что существенно влияет на рост интереса к нему внерегиональных стран.
По мнению учёных, на современном этапе развития экономики интенсивные рыночные отношения требуют новых подходов к организации перемещения грузов и товаров от производителя к потребителю. Транспортные пути оказываются материальной основой инфраструктуры регионов, владение которыми позволяет влиять на общественно-политические и экономические процессы в пределах не только отдельных регионов, но и на глобальном уровне. Таким образом, влияние на состав и характер функционирования транспортной системы определенного региона становится инструментом геополитики и обеспечения национальной безопасности. Контроль над транспортными коридорами в значительной степени определяет возможности стран в развитии экономики, энергетики, получении сырья, доступе к рынкам сбыта и т.п.[1]
Каспийское море уже много веков является значительной транспортной артерией Евразийского континента. Ещё во времена расцвета Великого шелкового пути ряд его участков и ответвлений огибали Каспийское море и пересекали его. В современных условиях естественный водоём, расположенный в центре материка с сетью судоходных рек, является важнейшим логистическим центром. Именно поэтому вокруг транспортного потенциала Каспийского моря идёт соперничество ведущих мировых держав, при этом борьба проистекает с не меньшей интенсивностью, чем за энергетические ресурсы[2].
Аналитики одного из ведущих американских «мозговых» центров — Института Центральной Азии и Кавказа и Программы изучения Шелкового пути — объединенного центра, связанного с Советом по внешней политике США, считают, что со времени распада СССР, этот не имеющий выхода к морю регион вновь соединяется с миром, в том числе и с Европой. Как показывает статистика торговли, за четверть века ЕС приобрёл значение важного экономического партнера для стран региона. Если в первые годы независимости прикаспийских государств именно энергетические отношения были ключевой движущей силой сотрудничества, то вследствие получения ими статуса торгового коридора между Европой и Азией, региональная торговля постепенно утверждается в качестве основного вектора экономических отношений с ЕС. При этом, американские аналитики учитывают важность региона для развития торговли ЕС не только с Китаем, но и с Индийским субконтинентом, который по их расчётам к 2040 году по численности населения будет почти наполовину больше, чем население Китая, и намного моложе. Общая численность населения Индии, Пакистана и Бангладеш составит 2,1 миллиарда человек, причём только в Индии будет проживать 1,6 миллиарда[3].
В настоящее время обозначились два важнейших стратегических направления транспортных маршрутов, пересекающих Каспийский регион:
Восток-Запад, ориентированный на поставки грузов из Китая в Европу и обратно;
Север-Юг, призванный организовать доставку грузов в страны Европы и Россию из Индии и стран Ближнего Востока.
Применительно к китайскому направлению наиболее перспективным на сегодняшний день проектом является Транскаспийский международный транспортный маршрут, который предполагает пересечение акватории Каспийского моря и дальнейшую транспортировку грузов в европейском направлении через территорию Турции либо железнодорожным (магистраль Баку-Тбилиси-Карс), либо автомобильным транспортом. Среди других проектов указанного направления следует назвать Лазуритовый коридор из Афганистана на запад транзитом через Туркменистан, а также международный транспортный коридор «Каспийское море – Черное море», начальным пунктом которого является Туркмения, а конечным Румыния и её черноморские порты.
Наиболее масштабным меридиональным проектом является реализуемый с 2000 года Россией, Индией и Ираном совместно с другими прикаспийскими странами Международный транспортный коридор «Север-Юг», изначально призванный создать маршрут транспортировки грузов из Южной и Юго-Восточной Азии в Северную Европу[4]. Однако с началом Специальной военной операции России на Украине в 2022 году данный проект постепенно трансформировался в основную магистраль, призванную связать Россию и другие прикаспийские страны не только с государствами Южной и Юго-Восточной Азии, но и с Ближним Востоком.
Ведущая роль в продвижении МТК традиционно принадлежит России, власти которой ещё 14 февраля 2020 г. утвердили Комплекс мер по развитию транзитного потенциала Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг». Документом предусмотрен ряд организационных мер, направленных на развитие Каспийского региона, запланированы инфраструктурные мероприятия, направленные на развитие Каспийского региона, а также снятие административных и технических барьеров развития МТК «Север – Юг»[5] и др.
Перспективы сотрудничества прикаспийских стран в сфере транспорта
29 июня 2022 года в Ашхабаде состоялся Шестой каспийский саммит, в котором приняли участие Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, Президент Исламской Республики Иран Ибрахим Раиси, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов.
Президенты обсудили важнейшие вопросы пятистороннего сотрудничества на Каспии, а также актуальные международные и региональные проблемы, представляющие взаимный интерес.
Особое внимание главы прикаспийских государств в Ашхабаде уделили каспийским транспортным коммуникациям, согласившись в том, что Каспий может стать хабом для коридоров Восток-Запад и Север-Юг. Подписанное на Саммите Итоговое коммюнике наглядно показало, что президенты стран региона сошлись во мнении, что им не надо концентрироваться на одном направлении, а напротив развивать многоформатную структуру. В этой связи особо акцентировалось внимание и на том, что все прикаспийские страны ратифицировали соглашение о сотрудничестве в сфере транспорта.
Здесь необходимо отметить, что Соглашение между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта было подписано в ходе Пятого Каспийского саммита в казахстанском городе Актау 12 августа 2018 года.
В соответствии со статьёй 2 соглашения его целью является развитие сотрудничества прикаспийских стран по формированию и развитию региона Каспийского моря в качестве крупного международного транспортно-логистического узла с развитой инфраструктурой и высоким уровнем их взаимодействия при осуществлении международных перевозок.
В соответствии со статьёй 3 договора прикаспийские страны договорились способствовать дальнейшему развитию морских, автомобильных, железнодорожных, воздушных и мультимодальных перевозок между государствами, совместно вырабатывать и реализовать меры, способствующие развитию грузовых перевозок между прикаспийскими государствами, сотрудничать по вопросам обеспечения безопасности на транспорте, содействовать налаживанию контактов между транспортными компаниями-перевозчиками и грузовладельцами, разработке привлекательных тарифных условий для осуществления перевозок и т.д.
Таким образом, подписание и последующая ратификация соглашения о сотрудничестве в сфере транспорта даёт все основания ожидать более скоординированной и нацеленной на конечный результат совместной деятельности стран Каспийского региона. Важный вклад в достижение этой цели могли бы внести встречи заинтересованных ведомств сторон, где будут приниматься конкретные и выверенные решения, направленные на создание на Каспийском море крупного международного транспортно-логистического узла.
Туркменистан – как один из важнейших акторов формирования Каспийского транспортно-логистического узла
В упомянутом выше Шестом Каспийском саммите впервые принял участие избранный на всенародном голосовании в марте 2022 года президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов.
В выступлении на Форуме новый глава государства сразу обозначил ряд приоритетов страны в выстраивании пятистороннего механизма сотрудничества на Каспии.
Особое внимание Сердар Бердымухамедов уделил транспортной составляющей каспийского диалога, назвав Каспий – морем возможностей как связующего узла транспортных и транзитных потоков в Евразии по линиям Восток–Запад и Север–Юг.
«Уверен, что такое значение Каспия в будущем станет только возрастать. И поэтому, конечно, нашим странам предстоит серьёзная работа над строительством и модернизацией портовой инфраструктуры, выстраиванием устойчивых, надёжных и эффективных логистических схем для превращения Каспийского региона в комфортное, современное, выгодное пространство для международных потоков товаров и услуг. И хотел бы подчеркнуть особо – свободное от политической конъюнктуры. Нужно ответственно и дальновидно смотреть в будущее: на фоне всех нынешних сложностей и противоречий в глобальной политике прикаспийским странам необходимо сохранить единство в понимании общих целей, общей судьбы и предназначения», — заявил молодой туркменский лидер.
В этой связи он также выразил удовлетворение вступлением в силу межправительственного Соглашения о сотрудничестве в сфере транспорта на Каспийском море[6].
С момента проведения Шестого Каспийского саммита миновало уже более двух лет. В этой связи важно отметить, что слова главы Туркменистана не разошлись с делом. За этот период возглавляемая им страна предприняла ряд важных шагов на пути к достижению поставленной цели создания Каспийского транспортно-логистического узла мирового значения.
Уже спустя несколько месяцев после Саммита, 15 октября 2022 года, Сердар Бердымухамедов впервые посетил с государственным визитом Казахстан. В рамках визита состоялась встреча глав двух государств в узком формате и расширенном составе, с участием членов официальных делегаций.
Известно, что в рамках переговоров стороны подчеркнули важность развития транспортно-логистической инфраструктуры Казахстана и Туркменистана и договорились принять совместные усилия для вывода железной дороги «Казахстан-Туркменистан-Иран» — восточной ветки МТК «Север-Юг», на полную мощность, для чего было поручено подготовить план совместных действий по развитию магистрали. Отдельно обсуждались вопросы углубления кооперации между морскими портами Актау, Курык, Туркменбаши, а также возможности строительства новой автомобильной дороги Туркменбаши – Карабугаз – граница Казахстана – двух ключевых направлений для транспортно-логистического взаимодействия Казахстана и Туркменистана.
По окончании переговоров состоялась церемония подписания двусторонних документов, в том числе Меморандума между Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК и Агентством транспорта и коммуникаций при Кабинете Министров Туркменистана о развитии транспортно-транзитного сотрудничества[7].
В дальнейшем глава Туркменистана принял ряд мер по присоединению его страны к важным транспортным проектам глобального масштаба.
11 июля 2923 года Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2023 N 1852-р «О выражении Российской Стороной согласия на присоединение Туркменистана к Соглашению о международном транспортном коридоре «Север — Юг»», подписанному в г. Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 г.
О том, каким в Туркменистане видят свое участие в этом проекте рассказал 18 мая этого же года, выступая на сессии XIV международного экономического форума «Россия — Исламский мир» — KazanForum 2023, генеральный директор Агентства транспорта и коммуникации при Кабинете министров Туркменистана Мамметхан Чакыев.
Глава транспортно-коммуникационного ведомства Туркменистана тогда указал на большой потенциал своей страны в логистике транзитных потоков, особенно с учетом железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран, восточную ветку направления Север — Юг. По его оценке, Восточный маршрут этого коридора потребует меньше капитальных затрат по сравнению с другими маршрутами. Он пояснил, что на сегодняшний день основной поток грузоперевозок по коридору «Север-Юг» на территории Туркменистана привлекает Серахс – южный пограничный переход с Ираном, но есть также переход Акяйла-Инче-Бурун на западе страны, который может увеличить объем транзита. Разрабатывается возможность использования еще одного направления – через станцию Артык на линии Ашхабад-Мары, где построен и начал функционировать частный грузовой терминал для перевалки грузов между железнодорожным и автомобильным транспортом.
Одним из перспективных направлений транспортного коридора «Север-Юг» Мамметхан Чакыев назвал международный морской порт Туркменбаши. Также он рассказал, что в целях наращивания грузоперевозок через Каспийское море будет создан логистический центр Туркменистана в портовой особой экономической зоне «ОЭЗ «Лотос» Астраханской области. Еще одним серьезным стимулом для роста объема грузоперевозок станет строительство новой автомагистрали Туркменбаши – Гарабогаз — граница Казахстана. Инвестиции в этот проект позволят активизировать грузовое и пассажирское сообщения между странами, а его расширение на территорию Казахстана и далее по России укрепит международную транспортно-транзитную инфраструктуру и повысить качество логистических услуг[8].
Серьёзность намерения развивать МТК «Север-Юг» туркменская сторона продемонстрировала, подписав в ходе 27-й международной транспортной выставки TransRussia трехсторонний меморандум о создании совместного предприятия для развития перевозок по данному коридору. Документ был визирован генеральным директором АО «KTZ Express» Кайратом Утяповым, генеральным директором АО «РЖД Логистика» Дмитрием Муревым и генеральным директором ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана» Мерданом Бяшимовым. Деятельность нового совместного предприятия направлена на упрощение процедуры перевозки грузов по транспортному коридору «Север-Юг» в Иран, Индию, страны Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона через пограничные посты Аксарайская, Озинки, Болашак, Инче-Бурун, Серахс. Целью СП стало создание единого логистического оператора на восточном маршруте международного транспортного коридора «Север – Юг»[9].
Серьёзные шаги были приняты Туркменистаном и в вопросе встраивания в маршруты на направлении «Восток-Запад».
30 сентября 2023 года Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов подписал Закон о присоединении Туркменистана к Основному Многостороннему Соглашению о международном транспорте по развитию коридора Европа – Кавказ – Азия (далее — ОМС), принятого 8 сентября 1998 года в городе Баку. Это важное историческое событие подчеркнуло стремление Туркменистана к укреплению транспортных связей и развитию логистических цепочек между Азией и Европой. Участие Туркменистана в качестве полноправного члена ТРАСЕКА даст возможность последовательно и активно предпринимать шаги для укрепления своего статуса как важнейшего транспортного узла региона.
Туркменистан является бенефициаром европейской программы ТРАСЕКА с 1993 года с момента принятия Брюссельской декларации. Основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия было подписано на саммите в Баку 8 сентября 1998 года 12 странами ТРАСЕКА. Соглашение вступило в силу 16 марта 2000 года. Цели Соглашения — развитие экономических отношений, торговли и транспортного сообщения в регионах Европы, Черного моря, Кавказа, Каспийского моря и Азии; содействие доступу к международному рынку автомобильного, воздушного и железнодорожного транспорта, а также торгового судоходства; способствование международной перевозке грузов, пассажиров и международной транспортировке углеводородных продуктов и др[10].
На китайском направлении транспортно-логистического сотрудничества знаковым стал состоявшийся 5-6 января 2023 года государственный визит Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова в Китайскую Народную Республику. Главным мероприятием государственного визита стали прошедшие 6 января в первой половине дня в Пекине переговоры между Президентом Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым и Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. В числе обсужденных главами Туркменистана и Китая вопросов было сопряжение инициативы Пекина «Один пояс, один путь» со стратегией Ашхабада «Возрождение Великого Шёлкового пути».
Туркменский лидер на переговорах подтвердил свою позицию о том, что его страна совместно с партнёрами стремится создать разветвлённую сеть транспортно-транзитной и логистической инфраструктуры комбинированного типа по линиям Восток–Запад и Север–Юг. В перспективе она будет включать в себя транзитные коридоры, выходящие на регионы Каспийского моря, Черноморского бассейна, Балтии. Это открывает оптимальный сухопутный путь для выхода китайских товаров на европейские и ближневосточные рынки через территорию Центральной Азии из Азиатско-Тихоокеанского региона.
Одним из важных итогов переговоров стало подписание Меморандума о взаимопонимании между Правительством Туркменистана и Правительством Китайской Народной Республики по сопряжению международных инициатив «Возрождение Великого Шёлкового пути» и «Один пояс, один путь»[11].
В период президентства Сердара Бердымухамедова его страна регулярно выступала в качестве места проведения важных международных форумов, где обсуждались вопросы развития транспортных коридоров Евразии.
13-14 декабря 2022 года в Национальной туристической зоне «Аваза» Туркменистана проведен знаковый первый трёхсторонний саммит Туркменистана, Азербайджана и Турции с участием глав трёх государств. В первый день Саммита состоялись переговоры представителей ключевых министерств трёх стран, представляющих сектора внешней политики, энергетики и транспорта.
Руководители транспортных ведомств Туркменистана, Азербайджанской Республики и Турецкой Республики провели обмен мнениями по вопросам дальнейшего развития продуктивного сотрудничества по формированию современной инфраструктуры морских, автомобильных и железнодорожных перевозок пассажиров и грузов. Темами обсуждения стали принятие совместных мер по развитию железнодорожных перевозок соответствующими организациями трёх стран и разработка проекта Соглашения по созданию гибкой системы конкурентоспособных тарифов и условий при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом.
По итогам Саммита в Ашхабаде был подписан Меморандум о взаимопонимании между Агентством транспорта и коммуникаций при Кабинете Министров Туркменистана, Министерством цифрового развитии и транспорта Азербайджанской Республики и Министерством транспорта и инфраструктуры Турецкой Республики о дальнейшем развитии сотрудничества в области транспорта[12].
3-4 мая 2023 года в Ашхабаде обсудили развитие международных перевозок и транспортно-транзитных коридоров в рамках международной конференции и выставки, организованной Агентством транспорта и коммуникаций при Кабинете Министров Туркменистана и компанией «Туркмен форум» — Конференции «Международные транспортно-транзитные коридоры: взаимосвязанность и развитие» (ITTC 2023). Форум была нацелен на раскрытие транзитных возможностей континента и сопряжение коридоров «Север — Юг» и «Запад — Восток» с китайской инициативой «Один пояс — один путь». В конференции принимали участие высокопоставленные лица Туркменистана, а также такие международные компании, как Airbus, Boeing, Cargo Lux, Fly Dubai, Vitol, Dragon Oil и др[13].
С 15 по 19 апреля 2024 г. в столице Туркменистана г. Ашхабаде было проведено XXXVIII заседание Конференции Генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог Организации сотрудничества железных дорого (ОСЖД). Открывая заседание, Генеральный директор Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете Министров Мамметхан Чакыев отметил, что этот год ознаменован 30-летием с момента вступления Туркменистана в ОСЖД. Он зачитал приветственное обращение Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова к участникам XXXVIII заседания, в котором, в частности, было отмечено, что Туркменистан занимает активную позицию в развитии транспортно-транзитных коридоров, в том числе в вопросах сотрудничества на площадках ООН, ОСЖД и других крупных международных организаций[14].
Успешно решая вопросы стратегического значения, туркменская сторона регулярно предпринимает конкретные шаги по формированию разветвленной сети транзитных грузоперевозок на территории страны.
В качестве примера можно привести состоявшиеся 23 августа 2023 года в режиме видео-конференц-связи переговоры Губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина с Хякимом Балканского велаята Ходжамыратом Ашырмырадовым, в ходе которых стороны обсудили перспективные направления сотрудничества, в т.ч. в сфере транспорта. Игорь Бабушкин на встрече подчеркнул, что для Астраханской области, являющейся важнейшим участком МТК «Север – Юг», особое значение имеет развитие грузоперевозок на Каспии. Этому будет способствовать установление регулярной судоходной линии между портами Астраханской области и Международным морским портом Туркменбаши. Наличие регулярной судоходной линии позволит выйти на новые объемы грузоперевозок. Ходжамырат Ашырмырадов подтвердил готовность своей страны к расширению транспортного сотрудничества с российским регионом и подробно рассказал о реализации транспортно-логистических проектов, приоритетном среди которых является обустройство Международного морского порта Туркменбаши, открывающее широкие возможности для сотрудничества с Астраханской областью в транспортно-логистической сфере[15].
Весьма активным в плане реализации транспортных проектов Туркменистана выдался и текущий 2024 год. При этом обращает на себя внимание максимально обширный перечень партнёров Ашхабада, что подтверждает курс страны на формирование разнонаправленной транспортной инфраструктуры.
3 марта делегация во главе с исполняющим обязанности министра промышленности и торговли Афганистана Альхаджем Нуруддином Азизи посетила Международный морской порт Туркменбаши. В ходе визита делегаты ознакомились с потенциалом Международного морского порта Туркменбаши и его терминалов. По итогам переговоров достигнута об использовании порта Туркменбаши для экспорта грузов из Афганистана в направлении России в рамках МТК «Север-Юг», а также стран Кавказа и Европы в рамках Лазуритового коридора. Активизация торговли ожидается после завершения строительства железной дороги «Акина – Андхой» [16].
Также весной делегация Туркменистана во главе с замминистра иностранных дел Бердыниязом Мятиевым провела ряд переговоров по транспортной тематике в Абу-Даби. В состав туркменской делегации входили представители и руководство Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете Министров Туркменистана, агентства «Туркмендениздерьяеллары», авиакомпании «Туркменистан», Транспортно-логистического центра Туркменистана (TULM) и Государственного банка внешнеэкономической деятельности Туркменистана. Известно, что на встречах с министром энергетики и инфраструктуры ОАЭ Сухайлом Аль Мазруи и генеральным директором группы Abu Dhabi Ports Мохаммедом Джума Аль Шамиси в первый день визита обсуждались вопросы укрепления сотрудничества в транспортно-логистической сфере. Среди перспективных направлений дальнейшего взаимодействия было названо внедрение передового опыта ОАЭ в управлении портами и их цифровизации. Прозвучало предложение о создании совместного предприятия, в котором будут задействованы группа Abu Dhabi Ports и частный сектор Туркменистана[17].
10 мая 2024 г. в Штаб-квартире ПС МПК ТРАСЕКА (г. Баку, Азербайджан), в гибридном формате состоялось первое заседание трехсторонней рабочей группы по оптимизации связанности на Каспийском море. В ходе Заседания, члены рабочей группы рассмотрели меры, направленные на сокращение времени грузовых операций в портах, упрощение процедур оплаты, интеграцию информационных систем портов и судоходных компаний, а также гармонизацию правил для безопасной перевозки опасных грузов[18].
Летом были достигнуты договоренности о запуске прямого блок-поезда Ульяновская область — Туркменистан в ходе переговоров губернатора российского региона Алексея Русских с представителями «Туркменских железных дорог». По новому маршруту Ульяновск — Ашхабад — Инче-Бурун/Серахс, проходящему по восточному железнодорожному коридору «Средняя Волга — Каспий — Персидский залив», российские товары смогут быстрее достигать Туркменистана и соседних регионов — Афганистана, Ирана, Пакистана. Запуск поезда включает в себя оформление маршрута, разработку дорожной карты и утверждение сроков для синхронизации работы всех участников. Также предусмотрено комбинирование маршрута с использованием железнодорожных и морских терминалов порта Туркменбаши. Это позволит существенно ускорить и удешевить доставку товаров по данному направлению[19].
В июле 2024 года в казахстанском Актау прошла трехсторонняя встреча руководителей транспортных ведомств Туркменистана, Казахстана и Афганистана. Встреча состоялась в рамках Первого торгово-логистического форума «Север-Юг». Главной темой переговоров стало развитие транспортного коридора «Север-Юг». Страны обсудили условия перевозки грузов по маршруту Казахстан — Туркменистан — Афганистан с дальнейшим выходом в Пакистан. Особое внимание было уделено возможности совместного участия в проекте строительства железной дороги от туркмено-афганской границы до афганского города Герат. Участники встречи подчеркнули стратегическую важность маршрута «Казахстан-Туркменистан-Афганистан», как неотъемлемой части транзитного коридора «Север-Юг». Согласно прогнозам, на начальном этапе объем грузоперевозок может составить от 5 до 8 миллионов тонн, а в долгосрочной перспективе – достичь 20-30 миллионов тонн[20].
Летом текущего года ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана» (TULM) запустил регулярные контейнерные перевозки между Китаем и Туркменистаном. Туркменская компания разработала два варианта маршрута, проходящих через Казахстан и через Кыргызстан-Узбекистан, оптимизированные с учетом потребностей клиентов в максимальной эффективности и экономии. Одним из ключевых преимуществ сервиса TULM является отсутствие необходимости в покупке контейнера при импорте грузов из Китая, что значительно снижает затраты для участников торговли. Партнёрство Туркменистана и Китая в сфере транспорта не только укрепляет их стратегическое сотрудничество, но и ускоряет развитие транспортной отрасли на Каспии[21].
Другая логистическая компания — ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана» (ТЛЦТ) активно работает над ускорением транзита контейнерных поездов между Узбекистаном и Индией, сокращая время в пути и упрощая процессы перевозки. Летом первый контейнерный поезд, состоящий из 20 контейнеров (груз — керамические плиты), был успешно отправлен из порта Бандар-Аббас в Иране по направлению к границе с Туркменистаном (Серахс). Конечный пункт назначения поезда — железнодорожная станция Чукурсай в Узбекистане. Данное событие, как сообщалось, стало результатом взаимодействия представителей АО «Узбекистон темир йуллари» и Агентства «Туркмендемирёллары» на встрече 22 декабря 2023 года в Стамбуле, где было достигнуто соглашение об ускорении пропуска контейнерных поездов через территорию Туркменистана в Узбекистан и обратно, а также благодаря подписанию в октябре 2022 года в Ашхабаде главами Туркменистана и Узбекистана декларации, положившей начало новому этапу стратегического партнерства между двумя странами. Документ предусматривает совместную работу над развитием транспортных коридоров «Восток — Запад» и «Север — Юг», с особым акцентом на важность порта Туркменбаши на Каспийском море[22].
Заключение
В заключение следует констатировать, что избранный в 2022 году новый туркменский лидер Сердар Бердымухамедов успешно и последовательно реализует комплекс мер, направленных на формирование крупного транспортно-логистического узла в Каспийском регионе.
При этом обращает на себя внимание последовательность курса главы Туркменистана на выстраивание максимально открытой транспортной инфраструктуры, свободной от политической конъюнктуры. Действительно туркменская сторона уделяет внимание всем перспективным транспортным проектам, которые отвечают интересам страны и способствует социально-экономическому развитию государства.
Таким образом, на фоне обострившихся противоречий в глобальной политике Туркменистану удаётся соблюдать баланс во взаимоотношениях с международными партнёрами, наглядно подтверждая реализацию принципа позитивного нейтралитета.
Хотелось бы в заключении привести слова российского ученого и общественного деятеля Камилжана Хамутовича Каландарова, возглавляющего фонд «Наследие Каспия», который в текущем году приступил к реализации идеи нового, прагматичного «евразийства» в Каспийском регионе, которую руководство организации, прежде всего, видит в продвижении евразийского транспортного проекта.
По оценке К. Каландарова, Каспий — это Евразия в миниатюре. Через него проходят ключевые торговые коммуникации между Европой и Азией, в том числе запланированный к реализации транспортный коридор «Север-Юг», В связи с перманентно нестабильной обстановкой на Ближнем Востоке на Каспий очень вероятно могут быть перекоммутированы и торговые пути между Западом и Востоком.
В этой связи от того, насколько успешна будет реализация идеи создания каспийского транспортно-логистического узла, зависит жизнеспособность евразийства проекта.
Влад Кондратьев
[1] Кефели И.Ф. Кузнецов Д.И. Евразийский вектор глобальной геополитики: Монография. Издательство Юрайт, 2018. С. 202-206.
[2] Притчин С.А. Россия на Каспии: поиски оптимальной стратегии. М. Аспект Пресс, 2018. С. 116.
[3] The EU and Central Asia: Expanding Economic Cooperation, Trade, and Investment. // URL-адрес: http://www.cacianalyst.org/publications/feature-articles/item/13465-the-eu-and-central-asia-expanding-economic-cooperation-trade-and-investment.html
[4] Международный транспортный коридор «Север-Юг» является ответвлением международного трансъевропейского коридора № 9 (Хельсинки-Одесса) в направлении Москва – Волгоград – Астрахань с выходом на Каспийское море. 12 сентября 2000 года во время работы 2-й Международной Евроазиатской конференции по транспорту в г. Санкт-Петербурге состоялось подписание Соглашения о международном транспортном коридоре «Север-Юг», участниками которого выступили Россия, Иран и Индия. Коридор имеет морскую и железнодорожную составляющие и рассчитан на транспортировку грузов из Индии и государств Персидского залива в Западную и Северную Европу через территории прикаспийских стран.
[5] В России принят комплекс мер по развитию транзитного потенциала МТК «Север – Юг» // URL-адрес: https://casp-geo.ru/v-rossii-prinyat-kompleks-mer-po-razvitiyu-tranzitnogo-potentsiala-mtk-sever-yug/
[6] Выступление Сердара Бердымухамедова на Шестом Каспийском Саммите // URL-адрес: https://casp-geo.ru/vystuplenie-serdara-berdymuhamedova-na-shestom-kaspijskom-sammite/
[7] Состоялся государственный визит глава Туркменистана в Казахстан // URL-адрес: https://casp-geo.ru/sostoyalsya-pervyj-gosudarstvennyj-vizit-serdara-berdymuhamedova-v-kazahstana/
[8] Россия приняла предложение Туркменистана официально присоединиться к МТК «Север-Юг» // URL-адрес: https://casp-geo.ru/rossiya-prinyala-predlozhenie-turkmenistana-ofitsialno-prisoedinitsya-k-mtk-sever-yug/
[9] Казахстан, Россия и Туркменистан подписали меморандум о создании совместного предприятия // URL-адрес: https://casp-geo.ru/kazahstan-rossiya-i-turkmenistan-podpisali-memorandum-o-sozdanii-sovmestnogo-predpriyatiya/
[10] Туркменистан присоединился к транспортному коридору Европа – Кавказ – Азия (ТРАСЕКА) // URL-адрес: https://casp-geo.ru/turkmenistan-prisoedinilsya-k-transportnomu-koridoru-evropa-kavkaz-aziya-traseka/
[11] Состоялся государственный визит президента Туркменистана в Китай // URL-адрес: https://casp-geo.ru/sostoyalsya-gosudarstvennyj-vizit-prezidenta-turkmenistana-v-kitaj/
[12] Состоялся первый трёхсторонний саммит Туркменистана, Азербайджана и Турции // URL-адрес: https://casp-geo.ru/sostoyalsya-pervyj-tryohstoronnij-sammit-turkmenistana-azerbajdzhana-i-turtsii/
[13] Транспортный потенциал Туркменистана и инвестиции обсудят на международной конференции // URL-адрес: https://orient.tm/ru/old/post/50128/transportnyj-potencial-turkmenistana-i-investicii-obsudyat-na-mezhdunarodnoj-konferencii-v-mae
[14] Афганская делегация посетила порт Туркменбаши // URL-адрес: https://orient.tm/ru/old/post/69235/afganskaya-delegaciya-posetila-mezhdunarodnyj-morskoj-port-turkmenbashi
[15] Астраханская область и Балканский велаят Туркменистана обсудили возможные направления сотрудничества // URL-адрес: https://mid.astrobl.ru/novosti/astrahanskaya-oblast-i-balkanskiy-velayat-turkmenistana-obsudili-vozmozhnye-napravleniya-sotrudnichestva
[16] XXXVIII заседание Конференции Генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД (информационное сообщение) // URL-адрес: https://osjd.org/ru/8984/page/106072?id=262384
[17] Делегация Туркменистана обсудила в ОАЭ создание совместной транспортно-логистической компании // URL-адрес: https://www.tca.gov.tm/ru/news-detail/44
[18] Трехсторонняя рабочая группа между Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном начала работу по улучшению связанности на Каспийском море // URL-адрес: https://traceca-org.org/ru/novosti/single-news/n/a_trilateral_working_group_between_azerbaijan_kazakhstan_and_turkmenistan_on_improving_connectivity/
[19] Новый контейнерный поезд свяжет Россию и Туркменистан // Портал «Каспийский вестник». 2024. URL-адрес: https://casp-geo.ru/novyj-kontejnernyj-poezd-svyazhet-rossiyu-i-turkmenistan/
[20] Туркменистан, Казахстан и Афганистан согласовывают условия работы по коридору «Север-Юг» // Портал «Каспийский вестник». 2024. URL-адрес: https://casp-geo.ru/turkmenistan-kazahstan-i-afganistan-soglasovyvayut-usloviya-raboty-po-koridoru-sever-yug/
[21] Запущены регулярные контейнерные перевозки из Китая в Туркменистан // Портал «Каспийский вестник». 2024. URL-адрес: https://casp-geo.ru/zapushheny-regulyarnye-kontejnernye-perevozki-iz-kitaya-v-turkmenistan/
[22] Туркменистан ускоряет транзит контейнеров между Узбекистаном и Индией // Портал «Каспийский вестник». 2024. URL-адрес: https://casp-geo.ru/turkmenistan-uskoryaet-tranzit-kontejnerov-mezhdu-uzbekistanom-i-indiej/
Добавить комментарий