Каспийское море — это самый большой и уникальный внутренний водоем нашей планеты. Это огромная кладовая водных биоресурсов. Ихтиофауна Каспия насчитывает около 150 видов и подвидов рыб, морского зверя и раков. Особый статус, безусловно, принадлежит осетровым — реликтовым обитателям, существующим здесь уже сотни миллионов лет, генофонд которых сохранился только в Каспийском море.
Биологические ресурсы Каспия в ежегодном «рыночном» выражении оцениваются в 6 млрд. долларов. Также нужно иметь в виду, что биологические ресурсы Каспия, в отличие от минеральных, являются самовозобновляемыми. А при разумной эксплуатации они являются неисчерпаемыми. Каспийское море, по оценкам экспертов, способно давать России ежегодно 500-550 тысяч тонн высококачественной рыбы (Каспийский вестник от 27.03.18).
Однако сегодня, ежегодно в Каспийском море вылавливается не более 300 тысяч тонн рыбы, что составляет около 30% от общего улова рыбы во внутренних водоемах России. Если сопоставить потенциал рыбодобычи на Каспии и фактические уловы то видно, что экономический потенциал морских биоресурсов используется не в полной мере. Одной из главных причин такого положения вещей является старение российского рыбопромыслового флота на Каспии.
Однако в ближайшие годы российские власти могут исправить сложившуюся ситуацию. Заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук в своем недавнем интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал, что процесс обновления рыбопромыслового флота России, наконец, сдвинулся с нулевой точки.
В настоящее время по программе инвестиционных квот строятся 20 крупнотоннажных судов (длиной от 80 м), 12 среднетоннажных (длиной от 55 до 70 м) и 1 траулер-свежьевик длиной свыше 30 м. В общем 33 судна.
Всего Росрыболовство ожидает строительства на российских верфях не менее 150 рыбопромысловых судов до 2030 года – с использованием не только инвестквот, но и других инструментов стимулирования обновления рыбопромыслового флота.
К примеру, на Каспии механизм инвестквот сегодня не действует. Поэтому ведомство с целью поддержки процесса обновления малого рыбопромыслового флота, работающего на объектах водных биоресурсов с относительно низкой нормой рентабельности, предлагает механизм субсидирования капитальных затрат на строительство судов рыбопромыслового флота длиной от 25 до 55 м, которые, с учетом специфических требований по осадке, размерам трюмов, промысловому оборудованию могут эксплуатироваться практически на всех рыбохозяйственных бассейнах.
Если Минпромторг одобрит предложение Росрыболовства, то для Каспия может быть построено 20 судов, в т.ч. малые и среднетоннажные суда – аналоги судов типа МРС и РС, СТР. В этом случае можно будет констатировать более полноценное использование российской стороной потенциала каспийских биологических ресурсов, которые многие тысячи лет являются для населения стран Каспийского региона его самым главным богатством.
«Каспий — специфическое море, и опыта создания крупных рыбопромысловых флотов в этом регионе нет, — говорит Алексей Безбородов. — Кроме того, неясно, в какой форме будет создаваться этот флот. Я считаю, что стоит сделать послабления для “частников”, которые могут решить вопрос быстрее и эффективнее». По его мнению, в случае принятия решения о строительстве траулеров судостроительная отрасль региона легко справится с заказом, даже несмотря на небольшой опыт строительства такого типа судов.
Таким образом, главной причиной лидерства России на рынке морских перевозок сухих грузов на Каспии является владение российскими судоходными компаниями большого числа единиц сухогрузного флота. При этом Россия проводит политику, препятствующую работе сухогрузных судов азербайджанского пароходства «Каспар» в акватории Каспийского моря, а казахстанское АО «Каз-мортрансфлот» владеет всего двумя единицами сухогрузного флота, что на сегодняшний день не позволяет компании стать активным участником рынка.