«Бизнес, как и вода, не знает границ. Хотя границы физически закрыты, товары границы пересекают,» – рынок и бизнес-процессы внутри евразийского пространства, а также существующие, несмотря на пандемию, на этой площадке возможности обсудили с советником ректора Томского государственного университета (ТГУ) по евразийскому направлению Беляевым Эдуардом Владимировичем.
Беседа прошла в рамках третьего запуска Лаборатории молодого аналитика «МедИАЦия: Приграничная неделя».
Эксперт рассказал, как стать лучшим игроком в нелёгкой игре бизнеса и поделился алгоритмом формирования бизнес-стратегии по продвижению товара на внешние рынки.
– Эдуард Владимирович, что необходимо предпринимателю для успешной реализации своего товара?
– Экспорт – спортдля чемпионов!
Во-первых, для того, чтобы экспортировать, нужно твердо стоять на ногах, обладать устойчивыми продажами на внутреннем рынке.
Во-вторых, быть готовым к жесткой борьбе с конкурентами. Также нужно знать страну, куда ты вывозишь товар и иметь изрядный «жировой запас» на продвижение товара, рекламу, преодоление тарифных барьеров.
Нельзя играть на внешнем рынке без предварительной его проработки. Отсюда идет большая востребованность кадров, которые могут грамотно и компетентно заниматься внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) в интересах малого и среднего бизнеса (МСБ).
– Какие внешние рынки считаются наиболее приоритетными на сегодняшний день?
– С 2014 года мы наблюдаем существенное сужение количества благоприятных рынков для российского товара в связи с санкциями и мировым кризисом.
Поэтому, еще в 2017 году президент России четко обозначил: «Повернулись на Восток – этохорошо, но теперь наш приоритет – страны постсоветского пространства, страны ЕАЭС».
На мой взгляд, этот рынок является великолепнейшей стартовой площадкой для предпринимателя страны ЕАЭС, который решил заняться бизнесом.
Почему? Нет таможни, нет жесткой конкуренции, все находятся в одном культурном пространстве и говорят на одном языке.
–Как ситуация с пандемией сказалась на бизнесе в рамках ЕАЭС?
– Больше в негативную сторону, но есть обнадёживающие процессы. Бизнес, как и вода, не знает границ. Хотя границы физически закрыты, товары границы пересекают. Изменилась динамика потребления, закрылись многие предприятия розничного сегмента, сферы туризма, гостиничного бизнеса. В то же время на коне оказались электронные площадки для торговли.
Конечно, очень трудно сейчас искать партнеров и вести переговоров. В России много делается для преодоления этих проблем.
Так, раньше для того, чтобы провести исследование рынка, можно было договориться, чтобы его включили в бизнес-миссию: люди направлялись непосредственно в страну, с которой заключалась сделка, проводили переговоры. Сейчас этого не сделаешь.
Потому сегодня организовываются онлайн-бизнес-миссии. Найдя заинтересованных российских предпринимателей, вступают в контакт с зарубежными консалтинговыми компаниями, которые, в свою очередь, подбирают им зеркальные компании. Происходят переговоры на разных онлайн-площадках.
По данным таможенной службы, несмотря на пандемию, количество томских малых и средних предприятий, работающих на экспорт, с начала 2020 года выросло на 12,1 %.
К сожалению, в связи стем, что ограничительные меры пандемии сохранятся еще надолго, необходимо научиться использовать онлайн-инструменты.
– Существует ли определённая стратегия продвижения товара на внешний рынок, и где этому можно сегодня научиться?
– На базе ТГУ запущена магистерская программа по евразийской интеграции: политика, право, торгово-экономическое взаимодействие. Единственная в мире программа для системного изучения евразийской интеграции в рамках ЕАЭС и китайского Экономического пояса шелкового пути (ЭПШП).
Мы разработали базовый шестиступенчатый алгоритм продвижения товара на зарубежный рынок. Работает безотказно, как четырёхэтапный двигатель внутреннего сгорания. Алгоритм представляет собой формулу из 6 элементов:
- товар;
- сбор статистических данных;
- оценка емкости и экспортного потенциала выбранного рынка;
- оценка барьеров, оценка требований и конкурентов;
- поиск точек входа на рынок;
- формирование уникального торгового предложения.
Что делаем?
- в рамках маркетингового исследования берем компанию, определяем ее товар, идентифицируем товар по коду ТНВ (это товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности – ред.).
- В сквозную формулу вводим PEST анализ (изучение рынка с точки зрения политики, экономики, социально-культурного аспекта и технологии– ред.).
- Далее, работаем с агрегатом всех экспортных данных РФ – сайтом «Таможенная статистика внешней торговли». Данная платформа представляет необходимую информацию о перспективных направлениях для экспорта товара; потенциальных конкурентах; объёмах торговли и ценах.
- Следующим этапом является анализ данных еще одного полезного портала «TradeMap», поддерживаемого Международной торговой организацией. Сайт показывает, какие страны, в каких долях и объёмах уже экспортируют данный товар в предполагаемый регион, предоставляет информацию по росту импорта, инвестициям, доступу к рынку, экспортному потенциалу и тарифному режиму. С помощью портала можно получить требования конкретных компаний, порталов, различных площадок, которые профессионально занимаются работой именно по этому направлению. Таким образом, можем сформировать конкретную стратегию.
Подробное видео встречи, как и вся программа Лаборатории молодого аналитика «МедИАЦия» доступны на странице Facebook. Третий поток проекта прошел с 26 по 30 октября в формате онлайн-трансляций и закрытых встреч для участников.
Добавить комментарий