Снижение уровня воды на Каспии уже привело к уменьшению пропускной способности на паромном маршруте между Бакинским портом и казахстанским портом Курык. Об этом заявил замглавы «Азербайджанского Каспийского морского пароходства» Тариэль Мирзоев на тематическом круглом столе «Средний коридор: Связь через Каспийское море» в Баку.
В первую очередь, этот процесс отразился на функционировании ключевых портов, таких как Курык в Казахстане и Туркменбаши в Туркменистане, что привело к значительным потерям в объемах перевозок.
По его словам, объемы паромных перевозок ж/д цистерн на этом направлении сократились на 22%, вагонов — на 10%.
Представитель ASCO сообщил, что такая же ситуация складывается на маршруте между Бакинским портом и туркменским портом Туркменбаши.
Здесь объемы паромных перевозок ж/д цистерн уменьшились на 37%, вагонов — на 19%.
В порту Курык, расположенном на казахстанском побережье, снижение глубины воды ограничивает возможности для безопасного и эффективного функционирования паромов типа «Ro-Pax», которые предназначены для перевозки как пассажиров, так и различных типов грузов.
Это вызвало снижение пропускной способности, в результате чего перевозки железнодорожных цистерн сократились на 22%, а перевозка вагонов — на 10%. Проблемы с транспортировкой через порт Курык могут оказать серьезное влияние на логистические цепочки, связанные с поставками нефти, газа и других стратегически важных товаров.
По словам главного менеджера отдела транспортной логистики порта Актау Кайрата Калиоллы, сейчас 12-тысячный танкер загружается на 7000-7300 тысяч тонн нефти.
Аналогичная ситуация и с сухогрузами. Если раньше контейнеровоз мог взять на борт 350 контейнеров в 20-футовом эквиваленте, то сейчас — максимум 280 контейнеров. А учитывая, что в основном идут тяжелые грузы, каждое падение уровня моря на 10 сантиметров — это недогруз для 5-тысячников примерно на 200-300 тонн, для 3-тысячников — на 100-150 тонн.
Ранее сенатор от Мангистауской области Суюндик Алдашев отметил, что на полноценное функционирование данного коридора негативно сказывается снижение уровня Каспийского моря.
«Только в период с июня 2023 года по два декабря 2024 года снижение уровня моря по данным составило пятьдесят сантиметров. Следует отметить, что снижение уровня в акватории порта Актау ещё на десять сантиметров приведет к снижению грузоперевозок сухогрузных судов в среднем на сто тридцать один сто пятьдесят тонн, а танкеров — на двести тонн. А это приведет к снижению рентабельности грузоперевозок. Непрерывная работа портов Каспийского моря играет ключевую роль в нормальном функционировании Транскаспийского международного транспортного маршрута», — заявил сенатор.
В казахстанских морских портах Актау и Курык обоснованно опасаются, что резкое падение уровня моря может в ближайшее время привести к удорожанию морских перевозок, а это в свою очередь — к переориентировке грузов на железнодорожный и автомобильный транспорт.
Не менее тревожная ситуация наблюдается в порту Туркменбаши, где последствия изменения уровня воды ещё более заметны: перевозка железнодорожных цистерн снизилась на 37%, а вагонов — на 19%.
Эти показатели подтверждают, что снижение уровня воды в Каспийском море затрудняет эффективную работу не только на уровне отдельных портов, но и в масштабах всего регионального транспортного коридора, важного для связей между странами Каспийского региона и дальше.
Как стало известно, из-за резкого падения уровня воды в Каспийском море, уже год как прекращено паромное сообщение между прибрежными городами Туркменбаши и Хазар. По словам туркменского паромщика Батыра Юсупова, перевозить пассажиров при нынешнем мелководье физически невозможно.
Помимо прямых экономических последствий, такие изменения ставят под угрозу экологическую стабильность. Экологические последствия изменения уровня воды могут быть гораздо более глубокими, чем просто затруднения в перевозках.
Ожидается, что проблемы с уровнем воды в Каспийском море могут повлиять на экосистему региона, включая миграцию рыб и другие биологические процессы, что также потребует срочных мер по мониторингу и адаптации инфраструктуры.
Для предотвращения дальнейших последствий необходимо не только развивать адаптационные меры, направленные на оптимизацию работы портовой инфраструктуры, но и активно отслеживать изменения в экологической ситуации, чтобы минимизировать риски для устойчивости региона в долгосрочной перспективе.
По прогнозам одного из исследований, сделанного в 2021 году, к 2100 году уровень воды в Каспийском море может упасть еще на 8–30 метров.
Казахстанские специалисты провели космический мониторинг состояния Каспия, взяв за основу данные космических съемок на протяжении последних пятнадцати лет. Так вот, по данным дистанционного зондирования Земли, с 2008 года акватория казахстанского сектора Каспийского моря уменьшилась на 7,1 процента.
Отмечается, в частности, что обширные площади обмеления моря наблюдаются на казахстанской части вблизи Атырау (дельта реки Жайык). Подчеркивается также, что в 2008 году площадь водной поверхности казахстанского сектора Каспийского моря составляла 113 тысяч 866,67 квадратных километра, в 2023 году – только 105 тысяч 745,23 квадратных километра.
Проблему резкого снижения уровня воды в Каспийском море исследует также Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана, которое активно сотрудничает с соответствующими структурами других прикаспийских стран.
«С 2018 года зафиксировано снижение уровня Каспийского моря на 69 сантиметров, а с 2013-го – на 114 сантиметров, — заявила на днях Умайра Тагиева, заместитель министра экологии и природных ресурсов Азербайджана. — Это одна из проблем, которая беспокоит все прикаспийские страны
Как известно, Волга является основной водной артерией, питающей Каспийское море. Однако сейчас уровень воды в крупнейшей европейской реке год от года падает, а вдоль её русла появляются многочисленные острова.
проблема главной реки европейской части России также связана почти с 3,5-метровым понижением уровня Каспийского моря, что привело к значительному увеличению скорости стока Волги в Каспийское море.
Следует отметить, что и в Куре, питающей Каспийское море, в последние годы также наблюдается резкое понижение уровня воды, в результате чего в весенние и летние месяцы в районе дельты Кура практически пересохла, что создает серьезные экономические проблемы для населения Нефтечалинского, Сальянского и других районов Азербайджана.
Хотя ситуация на азербайджанском побережье Каспийского моря еще не достигла критической точки, уровень воды снижается на всех прибрежных участках. Небольшие острова появились в Бузовнах, Шувелане, Новханах, Бильгя, Пиршагах и Сумгаите. В поселке Бузовны некогда морские скалы теперь возвышаются на суше.
Ранее Мухтар Бабаев, министр экологии и природных ресурсов Азербайджана, подчеркнул в ходе недавнего заседания экспертной группы по изучению причин изменения уровня Каспийского моря и подготовки соответствующих мер по адаптации, что за последние годы уровень воды в Каспийском море достиг самой низкой отметки.
«Колебания уровня Каспийского моря влияют на состояние прибрежных зон и ряда отраслей экономики, связанных с морем – на рыболовство, морской транспорт, портовые операции, строительство, а также на проживающее в прибрежной зоне население, — подчеркнул министр. — В ближайшие годы с понижением уровня моря возможна потеря некоторых эндемичных видов и сокращение биоразнообразия Каспия. Вот почему этому вопросу следует уделить особое внимание».
Причины колебаний уровня Каспийского моря до сих пор не находят исчерпывающих объяснений, — констатирует эколог Ровшан Аббасов. — Выдвигались различные идеи и предложения. Не вызывает сомнений лишь то, что 80 процентов воды, поступающей в Каспий, приходится на долю Волги, и только 10 процентов поступает из Куры.
Признавая тот факт, что вода в Каспии отступила на большей части его акватории, Аббасов, в то же время, считает, что исторический минимум еще не достигнут.
По словам азербайджанского эколога, изменение климата привело к повышению температуры Каспийского моря, что, в свою очередь, способствовало уменьшению в нем количества растворенного кислорода.
Расим Саттарзаде, советник министра экологии и природных ресурсов, также придерживается теории цикличности изменений уровня Каспийского моря.
«Основным фактором изменения уровня является климат бассейна. Что же касается колебаний уровня моря, то, в основном, они зависят от элементов водного баланса, то есть, от питающих его рек и количества осадков, а также от испарений», — отметил Саттарзаде.
Среди факторов, влияющих на изменение уровня, он указал и на тектонические процессы, происходящие на морском дне.
Таким образом, как отметил Расим Саттарзаде, основной фактор изменения уровня воды в Каспийском море связан, все-таки, с климатом водоема.
Между тем, стоит отметить, что больше всего от обмеления Каспия сейчас страдает побережье Казахстана из-за чего страна может выпасть как из проекта “Север-Юг”, так и “Один пояс — Один путь”, который связывает Китай и Европу.
По данным глобального движения Save the Caspian Sea, за последние 18 лет уровень Каспийского моря снизился почти на 2 метра. Прогнозы экологов неутешительны. К 2100 году он упадет до 18 метров. Морское дно ежегодно обнажается на 70 см. В Казахстане в некоторых районах береговая линия отступила на 50 км.
Наталья БУТЫРИНА
Фото: commons.wikimedia.org
Добавить комментарий