Стратегия США для Большой Центральной Азии — доклад
Аналитика, Геополитика и геоэкономика

Стратегия США для Большой Центральной Азии — доклад

Америке необходимо разработать и внедрить эффективную стратегию для Большой Центральной Азии, чтобы укрепить конкурентные позиции Соединенных Штатов в регионе, что повлияет на российско-китайские отношения, геополитическую конкуренцию в Азии и ключевые рынки сбыта ресурсов, в частности урана, нефти и природного газа. Такой вывод делают эксперты Американского совета по внешней политике и Института Центральной Азии и Кавказа из Вашингтона, подготовившие и опубликовавшие в апреле текущего года аналитический доклад «Стратегия для Большой Центральной Азии».

Авторы доклада Лора Линдерман, Сванте Э. Корнелл, С. Фредерик Старр, Мамука Церетели и С. Эндерс Уимбуш считают, что предлагаемая стратегия обеспечивает открытый доступ в Большую Центральную Азию для смягчения потенциальных нарушений безопасности между могущественными ядерными государствами и открывает возможности для прибыльного американского бизнеса, инвестиций через технологическое партнерство, добычу и освоение ресурсов, а также содействие логистике.

Редакция портала «Каспийский вестник» предлагает ознакомиться с переводом основных положений этого занимательного документа, который может стать основой политики США на Каспии на ближнесрочную перспективу.

Анализ становления Большой Центральной Азии

После распада СССР Соединенные Штаты приняли ряд стратегических документов, касающихся Центральной Азии. Хотя в них содержатся важные утверждения, они являются менее верными стратегиями, чем списки несвязанных проектов, которые в то время считались достойными внимания. Еще в меньшей степени они соотносили регион с глобальной стратегией Соединенных Штатов в целом.

Таким образом, стратегия США на сегодняшний день основана на советском определении Центральной Азии, то есть на Казахстане, Кыргызской Республике, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Три десятилетия спустя это уже не актуально. В группу ключевых государств Центральной Азии теперь должен войти Азербайджан, поскольку сами государства Центральной Азии и Азербайджан рассматривают себя как отдельный политико-экономический регион. Такое понимание оправдывает использование «Большой Центральной Азии» в качестве термина, обозначающего геополитическую направленность стратегии США. Но «Большая» стратегия должна также включать ближайшие и граничащие государства, на которые распространяется действие. К ним относятся Грузия, Армения и Монголия, которые составляют фланги экономического региона и обеспечивают жизнеобеспечение посредством инфраструктуры (транспорта, портов), экономических интересов и давнего геополитического содружества.

Афганистан также должен быть включен в любую Большую центральноазиатскую стратегию, сначала как отдельный регион, но в конечном итоге как часть органичного целого. Ядро без его расширений никогда не может быть больше, чем сумма его частей. Афганистан естественным образом вписывается в эту стратегическую схему. В настоящее время Америка рассматривает эту страну как проблему, которую необходимо сдерживать и почти не обращает внимания на более широкую геополитическую обстановку. С исторической точки зрения, этот подход должен быть пересмотрен таким образом, чтобы способствовать превращению Афганистана из постоянной проблемы в более устойчивый управляемый фактор стабильности и процветания региона.

На самом деле, на протяжении тысячелетий Афганистан был неотъемлемой, а порой даже доминирующей частью Большой Центральной Азии. Лидеры и население всех ключевых государств и сам Афганистан признают общие стратегические интересы и необходимость прагматичного регионального партнерства, основанного на органичных и постоянных связях с остальной частью Большой Центральной Азии. Кроме того, растущие темпы укрепления безопасности и экономической динамики, связанной с Афганистаном и граничащими с ним или близлежащими государствами (например, Китаем, Пакистаном, Ираном и Индией), создает проблемы и возможности для стратегического взаимодействия США, которые до сих пор оставались непризнанными и неопределенными.

Наконец, судьба шести государств Большой Центральной Азии такова, что они окружены крупными державами, четыре из которых — Китай, Индия, Россия и Пакистан — обладают ядерным оружием; пятая, Иран, активно стремится к этому статусу, в то время как шестая, Турция, имеет потенциал стать ядерной державой. ядерная энергетика. Таким образом, конфликт в этом регионе несет в себе огромные глобальные риски, которые Соединенные Штаты фундаментально стремятся предотвратить.

Многие внешние державы, начиная с Японии и в настоящее время включая Южную Корею, ЕС, Россию, Китай, Турцию и США, создали консультативные механизмы со странами Центральной Азии. Несмотря на то, что такие соглашения в целом выгодны, они оказывают мощное центробежное воздействие на Большую Центральную Азию. Важно отметить, что регион также нуждается в сильных центростремительных силах. Миссией США и дружественных держав должно быть поощрение и укрепление коллективной деятельности государств как формирующегося регионального образования на мировой арене, которая может служить стабилизирующей силой в соседних странах.

Сами государства Большой Центральной Азии активно работают над расширением своих официальных коллективных структур, выборочно используя опыт АСЕАН, Северного совета и других многонациональных организаций. Президенты государств Большой Центральной Азии будут приветствовать поддержку Америкой этого процесса при условии, что эти структуры останутся исключительно для стран Большой Центральной Азии. Такие региональные структуры начали возникать с созданием Центральноазиатского экономического союза в 1990-х годах, который был упразднен, когда президент России впервые попытался присоединиться к нему, а затем заменил его своим Евразийским экономическим союзом. США должны помочь гарантировать, что подобное поглощение не повторится.

Стабильность Большой Центральной Азии и, следовательно, успех любой американской стратегии должны основываться на признании того факта, что сами государства региона являются лучшими инструментами, с помощью которых должна осуществляться эффективная стратегия. Поэтому Соединенные Штаты должны работать с правительствами региона, а не на них самих. Это можно сделать в рамках отдельной программы. Со временем процветание в Большой Центральной Азии приведет к большей политической свободе, свободным рынкам и открытости миру. За этим может последовать продвижение демократических норм и соблюдение прав человека, как это происходит в других обществах, но США не должны превращать их достижение в условие для участия или тест, который необходимо пройти заранее.

Цель подготовки доклада

Разработать и внедрить эффективную стратегию, которая укрепит конкурентные позиции Соединенных Штатов и в то же время уменьшит преимущества противников на арене, которая находится в сфере более широких стратегических и экономических интересов Америки. Предлагаемая стратегия обеспечивает открытый доступ в Большую Центральную Азию для решения четырех основных проблем, вызывающих озабоченность США.

Во-первых, возможный ядерный прорыв Ирана представляет особую угрозу для интересов США. На самом деле, шесть государств Большой Центральной Азии (пять стран плюс Азербайджан) окружены крупными державами, четыре из которых — Китай, Индия, Россия и Пакистан — сегодня ядерные державы. Пятая, Иран, активно стремится к этому статусу, в то время как шестая, Турция, имеет потенциал стать таковой. Таким образом, конфликт в этом регионе сопряжен с огромными глобальными рисками, которые повышают вероятность возникновения конфликтов, одновременно снижая возможности сдерживания. Большая Центральная Азия находится на пересечении совпадающих или сталкивающихся интересов этих государств.

Во-вторых, возможности для инвестиций США и частного сектора увеличиваются благодаря тому, что Центральная Азия является одной из самых привлекательных стран в мире. Важнейшие транспортные объекты и коридоры, проходящие через Большую Центральную Азию, включая то, что часто называют «Срединным коридором», заслуживают поддержки Америки, поскольку они обещают уменьшить изоляцию региона от мировых рынков, тем самым нормализуя структуру торговли, что повышает конкурентные преимущества США. Крупные государства Центральной Азии являются богатым источником энергии, редких минералов и других ресурсов, которые во все большей степени стимулируют экономику и технологическую революцию у США и их потенциальных противников. Казахстан и Узбекистан, например, богаты ураном, редкоземельными элементами, литием и другими критически важными элементами, к которым стремятся США и другие действующие лица. Заинтересованность США в получении приоритетного доступа к этим ресурсам для себя или своих союзников имеет первостепенное значение, равно как и в приобретении способности отказывать в них противникам США, в частности Китаю.

В-третьих, исламский терроризм является главной проблемой как государств Центральной Азии, так и властей США, которые отслеживают распространение этой идеологии на Запад и во всем мире. Некоторые виды терроризма являются доморощенными, результатом сплетения идеологий и соперничества за власть, имеющего глубокие исторические корни, в то время терроризм часто переносится в более крупные страны.

Центральная Азия находится на границе с такими государствами, как Иран и Пакистан, а также находится в сфере внимания более отдаленных исламских режимов Ближнего Востока, которые стремятся  расширить сферу своего влияния. Афганистан является динамичным перекрестком двух тенденций. Активный мониторинг этого динамичного и тесного сотрудничества с крупными центральноазиатскими государствами в активных усилиях по борьбе с терроризмом является ключевым интересом Америки.

В-четвертых, фокус глобальной стратегии безопасности США в настоящее время смещается на Китай, который рассматривается ими как растущий равный конкурент. Большая Центральная Азия отнюдь не является отдаленным и не имеющим отношения к этому соревнованию дополнением, а занимает в нем центральное место. Помимо общих границ с регионом, путь Китая в Европу и на Ближний Восток пролегает через Большую Центральную Азию, которая геополитически связывает стратегии Китая как с Россией, так и с Ираном. Таким образом, Большая Центральная Азия является стержнем в этих изменчивых геополитических и экономических условиях. Динамика региона подвержена влиянию США и формируется за счет эффективного взаимодействия. Данная стратегия поддерживает усилия по сокращению географических и экономических преимуществ Китая путем создания альтернативных торговых коридоров и диверсифицированных цепочек поставок полезных ископаемых, которые приносят пользу США и их союзникам.

Стратегические действия в рамках Большой Центральной Азии

США не могут надеяться на экономические инвестиции в Большую Центральную Азию на уровне, например, китайского «Пояса и пути» (BRI) или даже расширяющихся проектов Турции. США также не могут гарантировать безопасность региона с помощью наземных операций, значительного военного вмешательства или членства государств Большой Центральной Азии в более крупных организациях по обеспечению безопасности. Учитывая это, следующие меры являются возможными и потенциально полезными:

• Содействие созданию эксклюзивных региональных структур: серьезное ограничение политики США в Большой Центральной Азии в прошлом заключалось в том, что им приходилось иметь дело по любому конкретному вопросу с пятью-восемью отдельными государствами. В Азии отсутствуют общерегиональные координирующие институты и, следовательно, единый голос по ключевым вопросам. Это условие, благоприятствующее бывшей колониальной державе, побуждает к тактике «разделяй и властвуй». Главной стратегической целью государств региона в настоящее время является создание объединяющих институтов, которые являются исключительными для региона и позволяют его государствам-членам действовать согласованно, когда того требуют обстоятельства. Соединенные Штаты должны приветствовать это развитие эксклюзивных региональных структур и содействовать ему, но оно должно оставить работу по созданию таких структур и их фактическому функционированию на усмотрение самих стран.

• Активно отстаивать интересы частного сектора США в регионе: в Центральной Азии осуществляются значительные американские инвестиции в целый ряд отраслей, от нефти и газа до ИТ-сектора, и регион становится все более привлекательным рынком для американских промышленных и потребительских товаров. США должны повысить экономическую жизнеспособность региона за счет привлечения инвестиций корпораций США в торговые коридоры, которые связывают регион с Европой и Южной и Юго-Восточной Азией, а также с портами и транзитными пунктами во всех направлениях и управления ими.  Следует также поощрять импорт из региона в четко определенных областях.

• Предлагаемая система региональной безопасности в Большой Центральной Азии должна учитывать местные и региональные угрозы, включая трансграничный терроризм и другие оппортунистические нарушения. Ее цель — способствовать координации и интеграции между военными и специалистами по национальной безопасности региона. Этому следует способствовать путем разработки общих протоколов безопасности, обмена разведданными, совместных операций и технической совместимости. В основе этих инициатив должны лежать расширение возможностей для военных офицеров и сотрудников служб безопасности из более крупных стран Центральной Азии для взаимодействия с американскими коллегами в шести региональных центрах Министерства обороны США, особенно в Центре безопасности имени Джорджа К. Маршалла в Гармише, Германия; командных учебных центрах, таких как Армия США, Колледж командования и генерального штаба в Форт-Ливенворте, Канзас; военные колледжи; а также оборонные и военно-аналитические институты. Такое взаимодействие будет способствовать общему пониманию вызовов безопасности и подходов как США, так и региона к ним.

• Активизировать усилия по привлечению новых элит посредством программ, которые привлекают их в США для получения образования и профессионального роста, а также мероприятий в регионе Большой Центральной Азии, которые связывают их со сверстниками. США должны сохранить, а также расширить образовательные гранты и привлечь университеты и корпорации к созданию специальных программ для студентов из Большой Центральной Азии с целью ознакомления их с американской системой свободного рынка, политическими процессами, средствами массовой информации и информационными организациями.

• Посредством новых инициатив в масштабах всего региона США должны способствовать распространению прессы, созданию живописной площадки для наблюдения за горным хребтом и облачным небом во второй половине дня, телевидению – на английском и местных языках. Необходимо  сподвигнуть граждан Большой Центральной Азии получать информацию о событиях в регионе или иметь доступ к американской точке зрения на мировые события. Признавая, что он находится в сильно конкурентной ситуации с другими крупными державами, нам необходимо обновить и улучшить свое повествование и официальные, и неофициальные информационные каналы, подчеркивая роль региона в целом, а не набор отдельных стран и таким образом, широко использовать английский язык по всему региону.

• Выявлять и добиваться сближения интересов США в Большой Центральной Азии со стратегиями других дружественных держав. США должны начать консультации и координацию с дружественными державами, участвующими в этом процессе аналогичным образом, включая Европу, Японию, Турцию, Корею и Индию, с целью использования общих стратегий там, где интересы сторон совпадают.

Конкретные политические меры

• Принять всеобъемлющее определение региона, включающее Азербайджан, переименовав его в «Большую Центральную Азию»; переименовать платформу взаимодействия США в C6+1 и сделать акцент на общих действиях и активностях, а также уделять приоритетное внимание инициативам в масштабах региона, а не тем, которые направлены исключительно на отдельные государства.

• Назначить Специального посланника президента по Большой Центральной Азии в Национальном Совете безопасности, на которого возложить ответственность за разработку и контроль деятельности США в «Большой Центральной Азии» и для координации деятельности региональных посольств США.

• Устранять бюрократические препятствия на пути к единому региональному подходу в Государственном департаменте и других правительственных органах США. Помимо назначения специального посланника, это должно включать изучение институциональных изменений, чтобы лучше отражать трансрегиональный характер интересов Америки в регионе, не требуя полной реорганизации. Это обеспечило бы взаимосвязь интересов американцев в ключевых государствах Центральной Азии и их логических геополитических и экономических продолжениях на Южном Кавказе, в Монголии и других странах. Афганистан отражен в подходе правительства США.

• Создать неправительственный деловой совет США-Большая Центральная Азия, базирующийся в Соединенных Штатах, с филиалами в каждой ключевой стране для оказания помощи в разработке протоколов для получения общих виз для бизнеса и туризма, быстрого пересечения границ, коммуникации в масштабах всего региона и стандартизации торговли.

• Создать более широкую систему региональной безопасности в Центральной Азии, ориентированную на обмен разведывательными данными, сотрудничество в борьбе с терроризмом и совместные инициативы в области безопасности, при поддержке таких учреждений, как Центр Джорджа К. Маршалла для исследований в области безопасности.

Об инициаторах и авторах доклада

Институт Центральной Азии и Кавказа (CACI) был основан в 1997 году в ответ на растущую потребность в информации, исследованиях и анализе на обширной территории Центральной Евразии, простирающейся от Турции до Западного Китая, охватывая восемь бывших советских республик, а также Афганистан, Монголию и Северный Кавказ. Целью Института было привлечь больше внимания к этим регионам со стороны официальных лиц и политиков. В 2005 году CACI учредила совместный Трансатлантический центр исследований и политики совместно со Стокгольмской программой изучения Шелкового пути, которая была создана в 2002 году для достижения аналогичных целей в Европе. CACI возглавляет ее председатель-основатель С. Фредерик Старр и директор Сванте Э. Корнелл. Институт официально связан с Американским Советом внешней политикой с марта 2017 года.

Американский совет по внешней политике (AFPC) играет важную роль в выработке внешней политики США. Основанный в 1982 году Совет является некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на доведение информации до тех, кто определяет внешнюю политику Соединенных Штатов или влияет на нее, оказания помощи мировым лидерам в построении демократии и рыночной экономики. AFPC широко известна как источник анализа вопросов внешней политики, а также тесно сотрудничает с членами Конгресса, исполнительной властью и политическим сообществом. В нем работают известные специалисты в области внешней и оборонной политики, и он служит ценным источником информации для чиновников на самых высоких уровнях государственного управления.

Лаура Линдерман присоединилась к Американскому совету по внешней политике в качестве старшего научного сотрудника и директора программ по Евразии в августе 2024 года. Ее исследования посвящены политике, экономике Грузии и международным отношениям. Ранее она была старшим научным сотрудником Евразийского центра в Атлантическом университете — членом Совета в 2015-2024 годах и заместителем директора в 2012-2014 годах. Она также преподавала на Институте дипломатической службы кавказоведение для специалистов по иностранным делам США, готовящихся к поездке в Грузию, Армению и Азербайджан. Линдерман также была старшим менеджером в Splunk — компании по разработке программного обеспечения для обработки данных в Кремниевой долине, и в 2017-2023 годах была членом правления Ассоциации Transcaucasian Trail. Линдерман имеет степень бакалавра в области антропологии. Изучала немецкий язык и литературу в колледже Уэллсли и получила степень магистра антропологии в Университете Индианы.

Сванте Э. Корнелл, доктор философии, присоединился к Американскому совету по внешней политике в качестве старшего научного сотрудника по Евразии в январе 2017 года. Он также является директором Института Центральной Азии и Кавказа & Программы изучения Шелкового пути и соучредителем Института политики безопасности и развития в Стокгольме. Его основными областями специализации являются вопросы безопасности, государственного строительства и транснациональной преступности в Юго-Западной и Центральной Азии, с особым акцентом на Кавказ и Турцию. Он является редактором аналитического журнала «Центральная Азия-Кавказ», выходящего раз в две недели, и серии периодических статей Объединенного центра «Документы Шелкового пути». Корнелл является автором нескольких книг, в том числе «Малые нации и великие державы», первого всеобъемлющего исследования постсоветских конфликтов на Кавказе, «Азербайджан после обретения независимости» и совместно с С. Фредериком Старром «Долгая игра на Кавказе». Корнелл окончил Ближневосточный технический университет, получил степень доктора философии в области мира и исследования конфликтов Университета Уппсалы, и имеет почетную ученую степень от Национальной Академии Наук Азербайджана. Он является членом Шведской королевской академии военных наук и политическим советником Центра стратегии Гемундера при JINSA. Ранее Корнелл занимал должность помощника профессора государственного управления в Университете Уппсалы и доцента-исследователя в Университете Джона Хопкинса — SAIS.

С.Фредерик Старр, доктор философии, присоединился к Американскому совету по внешней политике в качестве почетного научного сотрудника по Евразии в январе 2017 года. Является председателем-основателем Института Центральной Азии и Кавказу. Старр также является профессором-исследователем в Университете Джона Хопкинса-SAIS в Вашингтоне и возглавляет консультативный совет в Институте политики безопасности и развития в Стокгольме. Старр специализируется на вопросах транспорта Евразии, Центральной Азии и Афганистане, ранее являлся председателем-основателем Института Кеннана в Вашингтоне, а также занимал посты вице-президента Тулейнского университета и президента Аспенского института и Оберлинского колледжа. Он принимал активное участие в планировании Университета Центральной Азии и Азербайджанской дипломатической академии и является попечителем Назарбаев университета в Казахстане. Получил степень доктора философии по истории в Принстоне, степень магистра в Королевском колледже Кембриджа. Получил степень бакалавра в Йельском университете и пять почетных степеней.

Мамука Церетели, доктор философии, старший научный сотрудник по Евразии Американского совета по внешней политике и старший научный сотрудник Института Центральной Азии и Кавказа (CACI). Имеет более чем тридцатилетний опыт работы в научных кругах, дипломатии и развитии бизнеса, уделяя особое внимание вопросам экономической безопасности, бизнеса и энергетики в Черноморско-Каспийском регионе. Ранее он занимал должность директора по исследованиям CACI и профессора Школы передовых технологий Университета Джона Хопкинса (SAIS). Он также руководил Центром черноморско-каспийских исследований, окончил Школу международного сервиса (SIS) Американского университета (2009-2013) и работал ассистентом профессора в SIS (2007-2011). Доктор Церетели также является соучредителем Американского университета Киева, недавно созданного университета в Украине, основанного на базе Университета штата Аризона. В дополнение к своей исследовательской и академической деятельности, доктор Церетели в течение 27 лет руководил американо-грузинским бизнесом-советом – деловая ассоциация американских компаний, которая занимается продвижением американо-грузинских торговых и деловых отношений. Церетели получил степень доктора экономических наук в Академии наук Советского Союза, Москва, и степень магистра социальной и экономической географии Тбилисского университета, Грузия. Он является автором многих научных и популярных публикаций и часто выступает на мероприятиях, связанных с международными отношениями в Черноморско-Каспийском регионе, экономическим развитием, энергетической безопасностью и анализом страновых рисков.

С. Эндерс Уимбуш стал членом Американского совета по внешней политике в качестве почетного члена по стратегическим исследованиям. До прихода в AFPC Уимбуш работал стратегом по обороне и безопасности в компании Booz Allen Hamilton, Международной корпорации научных приложений и своей собственной компании Strate Various Inc. Занимал руководящие должности в Германском фонде Маршалла в Соединенных Штатах, Гудзоновского института и Рэнд Корпорейшн. Уимбуш занимал должность директора радиостанции «Свобода» в Мюнхен, Германия в конце Холодной войны. Позже он был выдвинут президентом и утвержден Сенатом в качестве члена Совета управляющих по радиовещанию, курирующего все международные СМИ, финансируемые правительством США, включая «Голос Америки» и радио «Свободная Европа/Радио Свобода». Уимбуш – автор или редактор шести книг о Центральной Азии и Кавказе, в том числе «Мусульмане Советской империи» и «Мистики и комиссары: суфизм в Советском Союзе» (обе написаны в соавторстве с Александром Беннигсеном), «Советские национальности в стратегической перспективе» и, совсем недавно, «Россия в упадке». Он является автором десятков аналитических исследований по альтернативному будущему и их влиянию на оборону, безопасность и корпоративное стратегическое планирование, а также писал для The Wall Street Journal, the Washington Post и др.

Подготовил Влад Кондратьев

20 мая, 2025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели