В продолжение переговоров между Ираном и Россией о партнерстве в строительстве стратегической железной дороги Решт-Астара, 25 октября иранские и российские представители транспорта встретились виртуально для дальнейшего обсуждения деталей.
По сообщению агентства Iran.ru, в ходе встречи заместитель министра транспорта Шахрияр Афандизаде в составе технической делегации встретился с заместителем министра транспорта Российской Федерации Дмитрием Зверевым и согласовал ряд деталей.
В частности, стороны договорились о ширине колеи 1435 мм в качестве международного стандарта колеи, которая дополняет железнодорожную сеть Ирана.
Поскольку Азербайджан является транзитной страной в этом партнерстве, между Ираном, Азербайджаном и Россией будет заключено трехстороннее соглашение о размещении логистического центра в Астаре (Азербайджан).
Участники переговоров также обсудили способы финансирования строительства железной дороги, окончательное решение по которым будет принято в ближайшее время.
Напомним, что 9 сентября 2022 года состоялась трехсторонняя встреча Ирана, России и Азербайджана. По её итогам стороны подписали декларацию по транспортному коридору «Север – Юг».
Также известно, что подписавшие документ заместитель премьер-министра Азербайджана Ш. Мустафаев, вице-премьер правительства РФ А. Новак и министр дорог и градостроительства ИРИ Р. Гасеми подчеркнули важность создания рабочей группы для облегчения транспортных и транзитных процедур в контексте развития МТК «Север – Юг».
Тгда же достигнута договоренность о том, что к моменту предстоящего заседания группы будет подготовлен проект соглашения по железной дороге Решт – Астара и до конца 2022 года ожидается начало соответствующих переговоров.
Немногим ранее, что в начале августа, президент Ирана Эбрахим Раиси на заседании Высшего жилищного совета в министерстве дорог и градостроительства заявил, что его страна готова выделить средства на завершение строительства МТК «Север – Юг» и принимая во внимание важность этого проекта планирует принять все необходимые меры для решения вопросов, связанных с земельной собственностью.
Отметим, что железная дорога «Решт-Астара» является последним незавершённым участком одного из трёх маршрутов МТК «Север-Юг», проходящего по западному побережью Каспийского моря из России через Азербайджан и Иран в Индию.
Известно [1], что трехстороннее соглашение о строительстве железной дороги Астара – Решт – Казвин, которая должна соединить действующие стальные магистрали Азербайджана, Ирана и России, на уровне президентов было подписано еще в 2005 году. Оно предусматривало прокладку сегментов железной дороги на территории Ирана протяженностью около 350 километров и Азербайджана – между Астарой и азербайджано-иранской границей протяженностью 8,5 километра, а также реконструкцию уже существующей магистрали на территории Азербайджана.
В течение 10 лет Иран достроил участок внутри страны Казвин – Решт. 6 марта 2019 года в провинции Гилян открылась железная дорога Казвин – Решт, которая является частью МТК. Новая магистраль состоит из 53 туннелей протяженностью 22 км. Здесь же построен самый длинный в Иране железнодорожный мост протяженностью 1430 метров, а также плотина Манджил.
В итоге Казвин соединен железнодорожным сообщением с Тегераном, а также с иранскими портами Бендер-Аббас – в Персидском заливе и Амирабад – на Каспийском побережье. Строительство участка железной дороги Решт – Астара планировалось завершить к 2021 году. Однако до сих пор эта задача не решена, в первую очередь, из-за действующих в отношении Ирана санкций.
С экспертными оценками важности завершения проекта строительства дороги Решт-Астара можно ознакомиться в следующей публикации:
Влад Кондратьев
Добавить комментарий