3 октября 2022 г. в Астрахани состоялся Международный круглый стол «КЭФ-2022: стратегия инновационного развития и наращивание экономического партнерства прикаспийских стран в новых мировых реалиях». Мероприятие прошло накануне II Каспийского экономического форума в Москве.
Организаторами встречи выступили Центр международных исследований «Каспий-Евразия» (г.Астрахань, Российская Федерация) совместно с ОЭЗ «Лотос» (г.Астрахань, Российская Федерация) В смешанном формате эксперты стран Прикаспия, руководители каспийских НКО, Торгово-промышленной палаты Астраханской области, СМИ, представителей органов государственного власти высказывали свои мнения об адаптации экономик прикаспийских стран к новым реалиям. Эксперты обсудили тренды и перспективы устойчивого развития Каспийского региона, глобальные и региональные факторы, способствующие торгово-экономическому взаимодействию прикаспийских стран.
Круглый стол продолжил цикл мероприятий такого рода: в Астрахани развитию экономических связей прикаспийского региона всегда уделяется много внимания. Губернатором Астраханской области И.Ю.Бабушкиным проводится большая работа как на уровне межправкомиссий, так и на встречах двустороннего характера, в том числе на высшем уровне. Недаром Астраханская область получила статус геостратегического региона России. 29 июня в Астрахани был организован международный круглый стол «Каспийский бизнес-диалог. Навстречу Каспийскому экономическому форуму». И тогда эксперты были единодушны: залогом устойчивого развития региона должен стать бизнес – диалог стран Прикаспия.
Президент общественного фонда «Мир Евразии» Эдуарда Полетаева (г. Алма-Ата, Казахстан) отмечал, что в условиях нынешних реалий государствам Прикаспия необходимо ориентироваться на предотвращение изоляции, поиск новых транспортных коридоров, расширение номенклатуры экспортных и импортных товаров. Для этого, считает эксперт, должна быть активизирована работа госструктур и торгово-промышленных палат с бизнесом.
Действительно, опыт Астраханской области в развитии экономических связей РФ с каспийскими партнерами показывает, что регулярный диалог с коллегами необходим.
Так, Станислав Синченко, президент союза «Астраханская торгово-промышленная палата» планирует озвучить на II Каспийском экономическом форуме в Москверяд проблем, все еще существующих в организации МТК «Север-Юг», выразил уверенность, что все они могут быть решены совместными усилиями, и предложил возможности астраханской ТПП в качестве модератора «правил игры», соединяющего звенья бизнес –коммуникаций внутри Каспийского региона.
С ним согласен Владислав Кондратьев, Главный редактор интернет издания информационно-аналитического портала «Каспийский вестник», который предложил вернуться к такому механизму, как совещание администраций портов Каспийского региона, который сможет интенсифицировать эти встречи для решения вопроса создания «Единого оператора.
«Надеюсь, что в рамках Каспийского экономического форума будут достигнуты договоренности, которые в перспективе могут претвориться в реальность», — уверен эксперт.
В своем выступлении Ильгар Велизаде, политолог, руководитель политологического клуба «Южный Кавказ», автор книги «Геополитика Каспия» заявил, что Азербайджа активно развивает транспортные коммуникации с соседями, и старается выступать в качестве транспортного хаба, сочетая перспективы и возможности МТК «Север-Юг», «Восток- Запад», «Юг-Запад». Выгодное географическое расположение Азербайджана диктует необходимость участия во всех этих проектах. Эксперт обратил внимание на создание такой общей инфраструктуры, которая бы способствовала развитию транспортного потенциала всех каспийских стран. Азербайджанская республика, считает эксперт, должна диверсифицировать свои транспортные коридоры, добиваясь наибольшей выгоды не только для себя и стран Каспийского региона, но и в целях доставки грузов внерегиональным игрокам, от Индии, Китая, до Турции, а через нее на страны Ближнего Востока и Средиземноморья. Кроме того важным инструментом активизации успешного экономического взаимодействия должны стать создаваемые на взаимной основе деловые центры и торговые дома приграничных государств. В качестве примера эксперт привел деловые центры в Баку, Астрахани и Актау.
Олег Анохин, член Ассоциации «Туркмен Логистика» считает, что «сделаны очень большие наработки, и заложен неплохой фундамент для взаимного сотрудничества». Эксперт видит активное участие Туркменистана в реализации маршрута «Север-Юг», и несмотря на то, что, по его мнению, Туркменистан пытается идти «своим путём», все же он является частью интегрированной системы международной логистики. Вкладывая значительные усилия в развитие коридора «Восток-Запад», Туркменистан такжеофициально заявил о своем участии в коридоре «Север-Юг», и подписал все необходимые документы. «В настоящий момент Туркменистан интересуют поставки российского зерна и белорусских удобрений», — дополнил эксперт.
Ключ к эффективности форума заключается в концентрации на экономике Каспия, транспорте, энергетике, а также расширении торговых и инвестиционных потоков. Особую актуальность в этой связи имеет создание в Астраханской области каспийского кластера, объединившего в себе ОЭЗ промышленно-производственного типа «Лотос» в Наримановском районе и портовой ОЭЗ в Лиманском районе Астраханской области. Каспийский кластер является драйвером экономики не только Астраханской области, но и Юга России.
Налимов Андрей Юрьевич, заместитель генерального директора АО ОЭЗ «Лотос» согласен с этим утверждением. «Наш Каспийский кластер по-прежнему продолжает наращивать экономическое сотрудничество с иранской стороной. С туркменской стороной прорабатываем вопрос о создании логистического центра в портовой особой экономической зоне, работаем с партнерами в Китае и Индии. Роль МТК «Север-юг» особенно атуальна, этот МТК является наиболее оптимальным в сфере торгово-транспортных перевозок, поскольку все участники этого проекта поддерживают его, несмотря на все сложности геополитической ситуации».
Добавим, что МТК «Север-Юг» значительно сокращает время на передвижение грузов, открывает возможность попадать на рынки азиатских стран, Китая. Индии, Африки, Латинской Америки.
С этими предложениями согласен Равиль Арыкбаев, д.э.н., директор института экономики Астраханского государственного технического университета, председатель Совета АРОО казахской культуры «Жолдастык». Эксперт считает, что в развитии транспортных коридоров и в целом во всей экономике Каспийского региона глобальный тренд это цифровая трансформация. И цифровая повестка, несомненно, будет обсуждаться на II Каспийском экономическом форуме. Кроме того, Равиль Арыкбаев, проведя ряд встреч за последнее время с коллегами из западных областей Республики Казахстан, выразил уверенность, что Казахстан заинтересован в курсе на дальнейшую интеграцию в области экономики, как и в области культуры, с Российской Федерацией.
Представитель одного из высших учебных заведений Астрахани, Каспийского института морского и речного транспорта, Гуйвик-Клёнова Катеринапредложила использовать такой инструмент включения молодежи в бизнес повестку, как федеральный проект «Я в деле», который работает в России и направлен на развитие бизнес мышления среди молодежи.
Впрочем, и внерегиональные игроки имеют интересы в Каспийском регионе.Управляющий директор аналитической платформы SpecialEurasia Сильвия Болтук (Италия), была приятно удивлена уровнем экспертных оценок, представленных участниками круглого стола, и в свою очередь высказала мысль о том, что часть итальянских компаний, которые были вынуждены уйти с российских рынков вследствие введения экономических санкций против Российской Федерации, планируют вернуться в ближайшее время в Россию, после смягчения санкционного режима.
Говоря об экономическом взаимодействии европейских стран со странами региона, эксперт добавила, что «Европа хотела бы сотрудничать с Ираном (после возможного заключения «ядерной сделки») с целью сделать Иран хабом для экспорта туркменского и российского газа, в котором нуждается Европа. Кроме того, отмечая каспийских экономических партнеров, с которыми европейские страны выстраивают взаимодействие, Сильвия отметила огромный интерес к Казахстану, учитывая наличие не только энергетических ресурсов, но также и необходимого европейским странам сырья, как например урана.
«Кроме того, учитывая тот факт, что в настоящий момент западные страны (Европа и США) противостоят России и Китаю, инвестиции в региональные экономики стран Центральной Азии и Азербайджана могли бы стать прокси-войной для снижения в регионе влияния России и Китая, которые очень сильно в нем представлены», — считает европейский эксперт.
«Поэтому, очень важно сохранять позитивную динамику развития отношений в регионе, сотрудничество между партнерами на экономическом фундаменте, которое могло бы стать драйвером экономического роста»,- заключает Сильвия.
Предстоящий Каспийский экономический форум станет важным звеном в процессе осуществления договорённостей и дальнейшего укрепления сотрудничества на Каспии. В основе позитивной динамики лежит, прежде всего, экономическое сотрудничество между прикаспийскими странами и их взаимодействие друг с другом. Одной из задач, как считают эксперты, является добиться стабильного и устойчивого развития государств региона вне зависимости от рисков и вызовов, с которыми они сталкиваются. В условиях санкционного давления Россия усиливает роль ряда транспортных коридоров.Особый долгосрочный интерес – стратегический в истинном значении этого слова – представляет развитие прикаспийских транспортных коридоров.
Все вопросы, поднятые на круглом столе, участники посчитали актуальными. Модератор Гюльнара Мамедзаде, политический аналитик, член клуба «Валдай», выразила уверенность, что в процессе КЭФ удастся разработать механизмы которые ускорят экономическое развитие региона и дадут мультипликативный эффект всем тем усилиям, которые предпринимаются в настоящее время.
«II Каспийский экономический форум проходит в достаточно сложных геополитических условиях, мы видим, как трансформируется вся система международных отношений. Но несмотря на все это, наращивание экономического сотрудничества, и в данном случае мы рассматриваем его в Каспийской локации, может иметь существенное значение, поскольку сейчас формируется также и новая карта логистических коридоров. Поэтому это значимый для каспийского региона форум создаст дополнительные возможности для развития экономического сотрудничества», считает эксперт.
В целом, все эксперты считают, что на интеграционные экономические процессы, происходящие в регионе, оказывается серьезное внешнее давление, но общими усилиями, при заинтересованности правительств Каспийских стран, удастся решить основной вопрос – построить такой коммуникационный мост, который позволит увеличить движение товарных потоков, что позитивно скажется на экономиках всего региона. И II Каспийский экономический форум в Москве призван стать такой межгосударственнной площадкой для обсуждения экономических перспектив Каспийского региона и выработки совместных согласованных решений.
Добавить комментарий