26 июля в Дагестане в прибрежном городе Каспийске впервые в истории состоялся военно-морской парад, посвященный Дню Военно-Морского Флота России.
По сообщению пресс-службы Южного военного округа, военно-морской парад открыл актер в костюме Петра I, который на корме яхты ЯЛ-6 поприветствовал всех гостей и рассказал об истории зарождения Российского флота на Каспийском море.
В соответствии со сценарием Парада экипажи кораблей «Махачкала», «Астрахань», «Волгодонск» и катеров АК-209, АК-223, АК-201 Каспийской флотилии провели показательный морской бой с кораблями условного противника, отработав тактику блокирования корабля и отстрела плавающих мин, после чего экипаж рабочего буксира РБ-397 оказал помощь в тушении экипажу корабля.
Экипажи десантных катеров, в свою очередь отработали задачу штурма береговой линии условного противника с высадкой морского десанта, который на плавающих бронетранспортерах БТР82АМ штурмом овладел господствующей высотой берега.
Также в Параде приняли участие экипажи истребителей-бомбардировщиков Су-34 и вертолетов Ми-8АМТШ «Терминатор» 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа (ЮВО), которые выполнили задачи по обнаружению неопознанной группы надводных целей — следующей в территориальные воды Российской Федерации. Разведданные были переданы на командный пункт флотилии об обнаружении морских целей противника.
Еще одним эпизодом авиационной части военно-морского парада стала отработка парой Ми-8АМТШ, действий в роли условного противника. Совершив пролет на высоте 50-70 метров над водой, экипаж с борта ведомого вертолета сбросил макета мины, которую впоследствии и уничтожили малые артиллерийские катера КФл.
Всего в праздновании Дня ВМФ было задействовано более 40 единиц кораблей, судов обеспечения и боевой техники Каспийской флотилии, в том числе ракетные и артиллерийские корабли и катера, противодиверсионный катер, гидрографические судна, минно-тральные корабли, десантные катера, патрульные катера типа «Раптор», а также более 10 авиационной техники 4 армии ВВС и ПВО, в этом числе самолеты Су-25, Су-24, Су-34 и вертолеты Ми-8АМТШ, Ми-35, Ка-27.
Кроме наблюдения за морскими баталиями, жители и гости Каспийска смогли посетить выставку вооружения и военной техники береговых частей КФл.
В связи с проведением военно-морского парада в Дагестане следует привести фрагменты статьи дагестанского портала Mirmol.ru «От «Орла» до «Дагестана». История Каспийской флотилии» под авторством Евы Адамовой:
История одного из старейших военно-морских объединений России – Краснознаменной Каспийской флотилии началась более трех веков назад. Все началось с первого трехмачтового фрегата «Орел», названного так в честь герба российского. Построен он был из-за необходимости расширить торговые отношения России с Персией и обеспечить защиту торговых путей по Волжскому пути.
Так, в июле 1667 года второй русский царь из династии Романовых Алексей Михайлович сказал «морским судам быть…» и приказал «делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединово». Место это было выбрано неспроста, именно здесь находился девственный строительный лес, который как нельзя лучше подходил для изготовления военных судов.
В последующем Дединово стало центром судостроения российского флота. Спустя буквально пять месяцев, а именно 14 ноября 1667 года, свершилось знаменательное для России историческое событие – был заложен первый военный корабль «Орел», имевший на вооружении 22 пушки и ставший первым флагманским кораблем будущей Каспийской флотилии. Одновременно с «Орлом» на верфи были заложены яхта и несколько мелких судов, в последующем также предназначавшихся для службы на Каспийском море. После всех проверок и учений их переправили в Астрахань.
Но это была лишь первая попытка создания флота, которая потерпела крах – в 1770 году во время восстания под предводительством Степана Разина корабли были захвачены и сожжены. Спустя полвека, в 1704 году, Петр Великий решает расширить и укрепить торговые связи России на Каспийском море и начинает готовить флот к Персидскому походу.
18 июля 1722 года десант в 22 тысячи человек на 274 судах вышел из Астрахани в Каспийское море. Головным отрядом командовал сам Петр I. Высадившись на берег в районе нынешнего северного Дагестана, армия двинулась берегом на Дербент. 23 августа сухопутные войска заняли город, а отряд судов доставил туда артиллерию и провиант. Русская армия одержала победы, которые привели к присоединению новых территорий. В вечное владение России отошли города Дербент и Баку со всеми прилегающими к ним землями, а также провинции Гилян, Мазандаран и Астрабад.
Для поддержания боевых действий и обеспечения морской охраны завоеванных земель Петр I решает создать в Астрахани порт, где будет находиться военный флот. 15 ноября 1722 (по старому стилю 4 ноября) государь издает указ: «При Астраханском порте для военной службы содержать адмиралтейство и морских адмиралтейских служителей…». С того времени 15 ноября считается днем основания Каспийской флотилии.
После смерти Петра Великого завоевания русских на Каспии были утрачены, Анна Иоановна в 1735 году отдала большую их часть Персии. Тем не менее, интерес России к Каспию не ослабевал, и за возвращение утраченного взялся выдающийся деятель екатерининской эпохи Григорий Потемкин. В 1781 года отряд кораблей в составе 3 фрегатов, бомбардирского корабля и 2 ботов под командованием капитана 2 ранга Войновича, по предписанию Екатерины II прибыл в Астрахань. С этого момента на Каспийском море стал содержаться отряд военных кораблей «…для покровительства нашей коммерции», причем один фрегат и бот из его состава постоянно находился в Астрабадском заливе.
В 1813 году заключён Гюлистанский мирный договор, по которому Россия получила исключительное право содержать в Каспийском море военный флот. С 1867 году главной базой флотилии становится незамерзающий порт в Баку.
В мирное время Каспийская флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также русские торгово-промышленные интересы в Иране. За боевые заслуги она была награждена георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках.
В 1920 году флотилия была награждена Почетным красным знаменем ВЦИКа за захват белой флотилии во время Энзелийской операции. Эта награда хранится и по настоящее время. К
началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годов непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, поэтому флотилия продолжала нести свою дозорную службу в морском секторе. В течение всей войны корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах. С 1942 года Каспийская флотилия организовывала противоминную оборону и прикрывала своими кораблями грузоперевозки. Канонерки и катера флотилии поддерживали огнем части Красной армии, защищавшие Сталинград.
За боевые заслуги в годы Гражданской и Великой Отечественной войны 27 августа 1945 года Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени. В послевоенные годы флотилия продолжала играть роль стабилизирующего фактора в регионе. А ввиду удаленности от посторонних глаз, на полигонах флотилии регулярно проводили испытания новых видов вооружения. В послевоенные годы флотилия продолжала играть роль стабилизирующего фактора в регионе. Однако после распада СССР и преобразования бывших республик в суверенные государства, силы флотилии пришлось перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, ставшую ее главной базой.
После распада СССР и преобразования бывших республик в суверенные государства, флотилия была разделена между каспийскими государствами СНГ. Российскую Каспийскую флотилию пришлось перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, ставшую её главной базой.
В настоящее время в состав флотилии входят ракетные сторожевые корабли (корветы УРО), малые ракетные и артиллерийские корабли, ракетные и артиллерийские катера, десантные корабли на воздушной подушке, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых артиллерийских войск.
В августе 2002 года в Каспийском море было проведено крупномасштабное учение флотилии с привлечением частей и подразделений Военно-воздушных сил, Министерства внутренних дел, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства транспорта России. В сентябре 2002 года корабли флотилии посетили с дружественным визитом столицу Республики Азербайджан – Баку. В мае 2003 года отряд кораблей в составе ракетного катера «Ступинец», базового тральщика «Магомед Гаджиев» и малого гидрографического судна «ГС-301» под флагом командующего флотилией совершил визит в порт Актау Республики Казахстан. В июле 2005 году на базе Каспийской флотилии прошла международная конференция представителей военно-морских сил каспийских государств по созданию Каспийской военно-морской группы оперативного взаимодействия «КАSFОR». В 2010 году Каспийская флотилия вошла в состав Южного военного округа.
В июле 2012 года — после ремонта и проведения испытаний на Каспии — сторожевой корабль «Дагестан» принял участие в параде в честь Дня ВМФ в Астрахани. Также этот корабль активно задействовался в манёврах «Кавказ-2012».
7 октября 2015 года флотилия приняла участие в военной операции России в Сирии. Привлечение военно-морских сил было обусловлено тем, что значительная часть боевых действий велась на территории, прилегающей к акватории Средиземного моря. ВМФ должен был бесперебойно и своевременно доставлять по морю вооружение и боеприпасы. Также на флот были возложены и боевые задачи – поддерживать огнем наземные операции и защищать российские базы с моря. В октябре 2015 года к операции привлекли четыре корабля Каспийской флотилии: ракетный корабль «Дагестан», малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг», которые базируются в Махачкале. В ночь с 6 на 7 октября с этих кораблей был нанесен массированный удар 26 крылатыми ракетами комплекса морского базирования «Калибр-НК» по 11 объектам Исламского государства на территории Сирии. 20 ноября корабли Каспийской флотилии выпустили 18 крылатых ракет и успешно поразили все семь целей. Корабли и дальше регулярно наносили удары ракетами «Калибр-НК» по целям на сирийской территории. В основном стрельба велась из районов восточной части Средиземного моря, удалённых на 100-150 миль от берега.
В апреле 2018 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу принял решение о передислокации флотилии в Каспийск. Началось строительство береговой инфраструктуры и жилья, окончание запланировано на 2020 год. Специалисты считают, что Каспийск, как место постоянного базирования, расположен удобнее и ближе к оперативному театру военных действий в Ближневосточном регионе, чем Астрахань. Также причиной могло стать прогнозируемое падение уровня Каспийского моря в северной его части, которое затруднит эксплуатацию там относительно крупных ракетных кораблей.
Добавить комментарий