На прошлой неделе, 29 сентября, город Актау Республики Казахстан стал площадкой для важного события в развитии мировой транспортной инфраструктуры — Международного форума по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута «ТМТМ 2023: Инновации и развитие в эпоху цифровизации», приуроченного к 10-летию Ассоциации ТМТМ и 60-летию порта Актау.
Организаторами выступили АО «Национальная компания «Қазақстантеміржолы» и Международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут». Участниками – представители компаний-грузоперевозчиков из Казахстана, США, Азербайджана, Турции, ОАЭ, Грузии, Латвии, Сингапура, Европейский банк реконструкции и развития (Далее – ЕБРР), международные эксперты и другие.
В ходе встречи обсуждались стратегические вопросы, активизация инвестиционного сотрудничества, внедрение и расширение применения цифровых технологий в процесс грузоперевозок. Участники форума отметили, что под влиянием текущих трендов в мировой экономике из-за геополитических перемен серьёзной трансформации подвергается конфигурация евроазиатских транспортных потоков. Постоянное развитие азиатских регионов, увеличение грузоперевозок и мирового товарооборота, а также высокотехнологичные товары с кратчайшими сроками доставки создают новые вызовы и возможности для транспортной логистики.
Что касается развития казахстанской портовой инфраструктуры, то на прошедшем в Казахстане форуме отмечалось, что портами Актау и Курык проводятся работы по строительству новых инфраструктурных объектов, удлинению причалов и дноуглубительных работ для повышения количества единовременно принимаемых грузовых судов. В рамках цифровизации между портами Актау и Баку создана электронная база для предварительного обмена информацией о переваленных контейнерах, портал с личными кабинетами для клиентов по отслеживанию груза и онлайн-контроль (подписание документов с помощью ЭЦП*), в долгосрочном планировании – калькулятор оценки грузов, расширение платежных систем, внедрение обмена электронными данными с сухими портами КТЖ.
В итоге на данный момент средний срок доставки по ТМТМ составляет 55 дней, в некоторых случаях груз идет дольше – 78 дней (США-Узбекистан). Этот срок можно уменьшить за счет снижения сроков нахождения грузов в портах. А вот объем составляет только одну треть от возможного.
Также на форуме отмечалось, что реконструкция и увеличение железнодорожных перевозок между Турцией и Грузией позволит увеличить грузопоток, по оценкам, с 3,5 млн. тонн до 11 млн. тонн к 2030 г., что также откроет возможность выйти дальше в страны Балтии и Скандинавии. Грузия работает над проектом ТМТМ, осуществляя строительство терминала, который сможет накопить от 75 до 200 тыс. тонн товара и принимать единовременно под загрузку до 5 судов. На этом фоне ЕБРР и Азиатский банк развития изучают возможности финансирования проектов ТМТМ.
Участники форума в своих выступлениях призывали активно развивать инфраструктуру транспортных коридоров и усиливать интеграцию в условиях высокой конкуренции. Транскаспийский маршрут, соединяющий Китай и европейские страны через Казахстан, Азербайджан и Грузию, играет ключевую роль в этом процессе.
Форум также подчеркнул важность цифровой трансформации в современном мире. Участники дискуссий призвали бизнес быть гибкими и адаптивными к постоянным изменениям в технологиях и использовать новые возможности для решения вызовов в сфере транспорта и логистики.
Заключительная часть форума подчеркнула важность сотрудничества и обмена мнениями между участниками. Гости из разных стран обсудили решение конкретных задач и способов развития Транскаспийского маршрута в будущем. Была выражена уверенность в интеграции стран региона на мировом рынке транспортно-логистических услуг.
В целом Международный форум «ТМТМ 2023» в Актау подтвердил свою важность как площадки для обсуждения и принятия ключевых решений в сфере транспорта и логистики. Мероприятие стало знаковым событием и было призвано придать новый импульс для дальнейшего развития Транскаспийского маршрута и инфраструктуры в этом регионе.
Также следует отметить, что по итогам прошедшего в рамках Форума заседания рабочей группы по развитию ТМТМ были подписаны Протокол Общего собрания, Соглашение о взаимодействии и мерах ответственности при организации перевозок грузов в составе контейнерных поездов по маршруту ТМТМ с использованием фидерных судов и Соглашение об организации контейнерных перевозок в прямом международном железнодорожно-водном сообщении с участием фидерных судов между портами Каспийского моря.
Помимо этого, прошла церемония подписания Договоров с новыми членами, а также панельные сессии «Мультимодальные перевозки и цифровизация», «Инфраструктура – железнодорожный, автомобильный и морской транспорт».
Вера Красная, Евгения Онегина, Актау
Добавить комментарий