Американский Институт Центральной Азии и Кавказа и программы исследований Шелкового пути подготовил и опубликовал новое исследование под названием «Мировоззрение молодежи Центральной Азии, Монголии, Кавказа и Афганистана».
Автором исследования является С. Фредерик Старр, Председатель Института, сотрудник Американского совета по внешней политике (AFPC). Ф.Старр был соучредителем Института Кеннана, в течение 11 лет занимал пост президента Оберлинского колледжа, а в начале 2000-х годов занимал должность временного ректора Университета Центральной Азии. Он ведущий специалист по обществу и политике Центральной Азии, включая Афганистан, а также по политике России и ее внешней политике, политике США в Евразии и региональной нефтяной политике.
В предисловии к изданию отмечает, что исследование посвящено представителям молодого поколения, мировоззрением которых до сих пор в значительной степени пренебрегали эксперты и ученые.
Важность понимания взглядов представителей подрастающего поколения в странах CAMCA (Центральная Азия, Монголия, Кавказ и Афганистан) Фредерик Старр объясняет тем фактом, что их жизненный опыт разительно отличается от опыта их родителей, бабушек и дедушек. Их родителей воспитывали люди, родившиеся и получившие образование в Советском Союзе или в Монголии, под советским влиянием. В каждой из этих стран нынешнее поколение родителей также столкнулось с вызовом, связанным с личным контактом с современным миром в глобальном масштабе и усилиями национальных правительств по реагированию на него. Как следствие, они неуверенно сидят на двух стульях, прошлом и настоящем, институциональном и личном, и смело пытаются найти приемлемый баланс между ними. Как ясно из приведенных ниже эссе, им это не всегда удается. Не будет преувеличением сказать, что влияние родителей на потомство по всему региону уменьшилось, считает Ф. Старр.
Вторая и очевидная проблема, которая отличает молодое поколение во всех исследуемых странах, на его взгляд, это их массовый доступ к технологиям мобильной связи и Интернету. Такое развитие событий, которое контрастирует с опытом некоторых, но не всех старших, дает им доступ к всемирным «кварталам» единомышленников. Это вторая и неинституциональная форма образования, которая резко контрастирует с тем, что предлагается в школах, но, тем не менее, является очень мощной. Масштабы контактов с этим миром среди представителей молодого поколения огромны. Однако это часто происходит ценой сокращения общения с их более разнообразными физическими соседями дома. Более того, как явствует из обзоров, включенных в этот сборник, внимание молодежи также в той или иной степени сосредоточено на музыке и поп-культуре, а также на темах, которые доминируют в традиционных газетах, радио и телевидении.
По оценке американского эксперта, все эти факторы давления и напряженности непосредственно сказываются на системах образования во всем регионе и за его пределами. Реформа образования в постсоветском духе действительно продвигалась вперед во всех исследуемых странах, но она была медленной, пробной и бюрократической. Хуже того, насколько это вообще возможно, реформы были сосредоточены на университетском уровне. В некоторых странах подрастающее поколение освободилось от обучения советского типа в младших классах школ благодаря появлению нескольких частных учебных заведений, но их немного, и они доступны только для состоятельных людей. По большей части молодые мужчины и женщины по всему региону все еще являются выпускниками младших классов советского типа. Хотя это приводит к высокой компетентности в математике и фундаментальных науках, это отстает как в социальных, так и в гуманитарных науках, оставляя эти области широко открытыми для неформального обучения из Интернета и других нетрадиционных источников.
«Само собой разумеется, что современный мир полон преемственности, которая часто остается незамеченной. Воспитание в семье, влияние соседей, религия, традиционные обычаи жизненного цикла и глубоко укоренившиеся музыкальные традиции — все это остается почти таким же, как и в прошлом. Тем не менее, признавая это, трудно представить три поколения, жизненный опыт которых отличался друг от друга более радикально, чем у типичной семьи CAMCA на протяжении последних десятилетий», — пишет Фредерик Старр.
Именно поэтому Институт Центральной Азии и Кавказа обратился к своей собственной региональной команде экспертов, состоящей из 280 мужчин и женщин из всех десяти стран, которые участвовали в программе стипендий, запущенной пятнадцать лет назад Фондом Рамсфелда и Институтом. В настоящее время эти лидеры бизнеса, правительства, профессий и прессы, представляющие собой разнородную группу высокообразованных членов своих обществ, обучают и нанимают пожилых представителей подрастающего поколения и ежедневно тесно сотрудничают с ними. Многие также наблюдают за молодежью через своих собственных детей и через друзей и одноклассников своих детей.
С результатами проведенного исследования можно ознакомиться по следующей ссылке
Подготовил В.Антонов
Добавить комментарий