Кто является основным торговым партнером стран ЕАЭС? Как повлияла пандемия на развитие торговых связей? Какие евразийские товары и услуги пользуются спросом на мировом рынке? На эти и многие другие вопросы отвечаем вместе с Кузьминой Еленой Михайловной, кандидатом политических наук, заведующей сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова в рамках Международной программы «МедИАЦия».
Редакция портала Ia-centr.ru обобщила некоторые из тезисов эксперта.
За время существования ЕАЭС страны-участницы существенно увеличили объемы взаимной торговли, сократили количество торговых барьеров, снизили пошлины. Большую часть союзного рынка услуг занимает Российская Федерация, являясь одновременно крупнейшим экспортером и импортером на евразийском пространстве. Около 90% экспортных поставок из Армении, Беларуси и Казахстана осуществляется в Россию. Так же ситуация обстоит и с импортом. Исключение составляет только Кыргызстан, в страновой экспортной структуре которого лидирующие позиции занимает Казахстан.
Активно осуществляется торговля ЕАЭС с третьими странами. Основным торговым партнером Союза выступает Европейский Союз с общей долей в 37,6%. Лидерами среди европейских импортеров являются Нидерланды и Германия. Однако торговые потоки за пандемийные годы существенно сократились: по сравнению с 2019 годом падение в 2020 году составило 7%. Немалую долю товаров и услуг страны-участницы ЕАЭС поставляют в страны АТЭСв размере 29,7% от общего показателя. На страны СНГ (без стран ЕАЭС) приходится 6,3% евразийского экспорта.
В структурной составляющей экспорта стран ЕАЭС 80% занимают промежуточные товары, в числе которых большая часть приходится на энергетические. Также спросом на мировом рынке пользуются потребительские товары стран-участниц Союза.
Импорт в страны ЕАЭС в основном осуществляется из стран АТЭС – 45,8%. Лидерами выступают Китай, США, Южная Корея и Япония. Среди членов Европейского Союза выделяется Германия с объемом экспорта в страны Союза в размере 10,5%. Страны СНГ (без ЕАЭС) занимают менее 4 %.
По структуре также лидируют промежуточные товары, объем которых составляет 42,3%. Большую долю занимают потребительские и инвестиционные товары.
Лекция состоялась в рамках заключительного этапа Международной программы «МедИАЦия»: Неделя в Нур-Султане, которая продлится до 10 октября 2021 г.
Программа «Медиация» включает в себя четыре страновые недели, которые пройдут с 21 июня по 10 октября 2021 г.
Организатором мероприятия выступает Информационно-аналитический центр МГУ (ИАЦ МГУ)| Ia-centr.ru при поддержке Фонда президентских грантов.
Подробное видео встречи, как и вся программа Международной программы «МедИАЦия» доступны на странице Facebook.
Добавить комментарий