Развитие транспортной отрасли Туркменистана в 2018 году
Аналитика, Каспийский транзит, Повестка дня

Развитие транспортной отрасли Туркменистана в 2018 году

Государственное информационное агентство Туркменистана 13 февраля опубликовало материал под названием «Транспорт и связь: импульсы достижений». И хотя данная статья, как и другие материалы официальных туркменистанских источников, не лишена «пропагандистских штампов», содержащаяся в ней статистическая информация будет интересна экспертам, специалистам и всем тем, кто интересуется каспийской тематикой. Редакция портала «Каспийский вестник» для удобства своих читателей переработала и структурировала данный материал, с которым можно ознакомиться ниже:

Международная сфера

В 2018 году на территории Туркменистана состоялся ряд международных форумов и конференций, посвящённых транспортной проблематике.

В мае в Национальной туристической зоне «Аваза» в прикаспийском Балканском велаяте (области) страны прошёл Международный форум высокого уровня «Великий Шёлковый путь – к новым рубежам развития». В нём принимали участие представители ряда иностранных государств и организаций, а также крупных компаний, специализирующихся в сфере транспорта и логистики. По итогам форума была принята соответствующая Декларация.

В сентябре в Ашхабаде состоялось 9-е ежегодное заседание Федерации ассоциаций перевозчиков и экспедиторов стран-членов Программы Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ФАПЭ ЦАРЭС). Участниками форума стали делегации отраслевых министерств и профильных ведомств Китая, Пакистана, Афганистана, Монголии, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана, а также представители Азиатского банка развития (АБР), Всемирной таможенной организации (ВТО), Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН, крупные логистические компании и предприятия, эксперты и наблюдатели. На повестку дня встречи были вынесены вопросы дальнейшего сотрудничества в областях логистики, оптимизации таможенных процедур, тарифов и др.

В октябре в Национальной туристической зоне «Аваза» прошла международная конференция HEAVY CASPIAN: TURKMENISTAN. Транспортно-логистический форум был организован Союзом промышленников и предпринимателей страны и Туркменской логистической ассоциацией (TLA) совместно с компанией Heavy World – одним из мировых лидеров в сфере тяжеловесных и негабаритных грузоперевозок. В ней приняли участие более ста представителей национальных и международных ассоциаций, транспортных, логистических, экспедиторских, торговых и консалтинговых фирм и компаний Туркменистана, России, Австрии, Бельгии, Республики Корея, Турции, Ирана, Люксембурга, Польши, Беларуси, Грузии, Казахстана, Саудовской Аравии, Украины, Эстонии и других стран. Среди главных тем конференции значились потенциал транспортной инфраструктуры Туркменистана, особенности доставки в Каспийский регион крупногабаритных и тяжеловесных грузов различными видами транспорта, их транзита в другие государства Центральной Азии через территорию нашей страны.

В ноябре в той же туристической зоне «Аваза» прошла Международная конференция министров транспорта стран-участниц Соглашения о транзитном и транспортном сотрудничестве (Соглашение по маршруту Lapis Lazuli) между Туркменистаном, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Турецкой Республикой и Исламской Республикой Афганистан.

В начале декабря в Ашхабаде Правительством Туркменистана в сотрудничестве с ЮНЕСКО проведена Международная министерская конференция «Значение Великого Шёлкового пути: настоящее и будущее развитие». В форуме приняли участие министры, представители высокого уровня и эксперты почти из 50 стран, в том числе Афганистана, Армении, Азербайджана, Бруней-Даруссалама, Камбоджи, Китая, Египта, Грузии, Греции, Индии, Индонезии, Ирана, Иордании, Кении, Ирака, Италии, Японии, КНДР, Республики Корея, Кувейта, Малайзии, Монголии, Мозамбика, Непала, Филиппин, Катара, Испании, Шри-Ланки, Российской Федерации, Саудовской Аравии, Судана, Сирии, ОАЭ и др. На конференции были освещены различные аспекты миссии Шёлкового пути, его современная роль в поддержании межкультурного диалога, реализации Целей устойчивого развития, обозначенных в «Повестке дня ООН-2030». В частности, помимо культурно-гуманитарных вопросов, речь шла о нынешнем воссоздании маршрутов Великого Шелкового пути в разных странах, прокладке железных дорог, транспортных транзитных коридоров, налаживании морских путей сообщения, торговых сетей. Так, совместное наследие этой древней караванной трассы обретает новое прочтение, неся с собой мир и дружбу.

Развитие инфраструктуры

В прошедшем году на территории Туркменистана был реализован ряд крупных инфраструктурных проектов в сфере железнодорожного, морского  и авиационного транспорта. 

В феврале сдана в эксплуатацию железная дорога Серхетабат-Тургунди. В рамках церемонии от приграничной туркменской станции Серхетабат в провинцию Герат (Исламская Республика Афганитсан) отправился первый железнодорожный состав, включающий пять пассажирских и 50 грузовых вагонов с нефтепродуктами, продовольственными и промышленными товарами, строительными материалами, произведёнными в Туркменистане.

В мае состоялось открытие в городе Туркменбаши Международного морского порта. Также в составе порта был открыт судостроительный и судоремонтный завод.

Сообщалось, что пассажирский и паромный терминал порта Туркменбаши способен принять 300 тысяч пассажиров и 75 тысяч трейлеров в год. Контейнерный терминал со среднегодовой мощностью 400 тысяч TEU (условных единиц) может обрабатывать одновременно три судна суммарной грузоподъёмностью 5 тысяч тонн. Терминал общих грузов рассчитан на перевалку 4 миллионов тонн грузов в год – это стройматериалы, металлы, дерево, техника, оборудования и т.д. У причальной стенки этого терминала могут пришвартоваться одновременно 4 судна грузоподъёмностью 5 тысяч тонн. Годовая мощность терминала сыпучих грузов достигает 3 миллионов тонн, его стоянка обеспечит погрузку и выгрузку на трёх суднах суммарной грузоподъёмностью 5 тысяч тонн. Такое же количество судов может принять одновременно терминал по хранению и отгрузке полипропилена мощностью 120 тысяч тонн в год.

В феврале 2018 года при участии Президента Гурбангулы Бердымухамедова в административном центре Лебапского велаята был открыт современный авиакомплекс — международный аэропорт Туркменабата. Объект рассчитан на обслуживание 500 пассажиров в час. Его территория 600 гектаров. Взлётно-посадочная полоса Туркменабатского аэропорта имеет в длину 3800 метров и в ширину 60 метров. Она оснащена современными наземными средствами обеспечения полётов – системой посадки, дальномерными радиомаяком, светосигнальным и метеорологическим оборудованием, позволяет обслуживать самолёты всех типов, в том числе аэробусы.

Транзитно-транспортная сфера

2018 год для Туркменистана также ознаменовался довольно успешным развитием транзитного потенциала страны.

Прежде всего, следует отметить железнодорожную составляющую международного транспортного коридора «Север-Юг» — магистраль Казахстан-Туркменистан-Иран. Транзитные возможности этой трассы в прошедшем году активно тестировались грузоотправителями и грузоперевозчиками из Китайской Народной Республики.

Общая протяженность маршрута Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран – около 10 тысяч километров. А время в пути железнодорожных составов, отправляемых из различных промышленных центров КНР, составляет около двух недель, что в среднем в два раза быстрее, чем морским путём. В целях налаживания регулярных железнодорожных перевозок и урегулирования логистических связей было совершено несколько тестовых рейсов поездов, включающих в среднем 40-50 контейнеров. Они отправлялись из городов Иу (восточная провинция Чжэцзян), Чанша (провинция Хунань на юге Китая), Инчуань (автономный регион в центральной части КНР), а также из Сиань и Баян-Нур на севере страны. Так, 9 мая 2018 года очередной железнодорожный состав, гружёный 1150 тоннами семян подсолнечника, отбыл из города Баян-Нур и отправился транзитом по транспортному коридору «Север-Юг». 22 мая китайский контейнерный поезд достиг столицы Исламской Республики Иран – город Тегеран, преодолев путь в 8352 километра за 13 суток, что более чем в 3 раза быстрее по сравнению с прежним маршрутом поставок с использованием морского сообщения.

Исходя из потребностей поставщиков и перевозчиков, по Туркменистану предусмотрено два маршрута следования товарных составов: от железнодорожной станции Серхетяка на границе с Казахстаном – до Серахса, к юго-восточной границе с Ираном, или до станции «Акяйла» (Туркменистан) – «Инчебурун» (ИРИ).

Что касается воздушного транспорта, то 1 сентября в Международном аэропорту города Мары совершил техническую посадку в целях дозаправки авиатопливом самолёт Ан-225 «Мрия» (Авиатранспортное подразделение «Антонов», Украина). Этот транспортный реактивный авиалайнер, разработанный конструкторским бюро им. О.Антонова, является самым большим грузовым самолётом в мире. На его счету – ряд установленных мировых рекордов, в том числе абсолютный рекорд грузоподъёмности – 253,8 тонны. Таким образом, аэропорт Мары в состоянии принимать все возможные типы грузовых судов, что учитывая его близость к Афганистану, создаёт потенциальную возможность использования туркменского объекта для грузоперевозок в эту страну.  

Также следует отметить состоявшуюся в конце прошлого года первую тестовую перевозку грузов по новому транспортному коридору из (в) Афганистан – Лазуритовый коридор (Lapis Lazuli). В декабре 2018 года из Герата на станцию Тургунди прибыл автомобильный грузовой караван, который перевозил сельскохозяйственную продукцию, в том числе хлопок, кунжут, изюм, арбузные семечки и др. Грузы, пройдя по туркменской территории и через Международный морской порт Туркменбаши, доставлены в Азербайджанскую Республику, а оттуда – через Грузию – в Турцию.

Более подробно о вышеуказанных событиях редакция портала «Каспийский вестник» писала под тегом «Каспийская транспортная логистика»

19 февраля, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели