Махтумкули Фраги (1724-1807) был туркменским мыслителем и поэтом 18 века, который занимает важное место в истории мировой поэзии. Он начал свою поэтическую карьеру в очень юном возрасте. Нурядыева Г. (2023) пишет о Махтумкули Фраги, заявляя, что “он великий мыслитель и поэт, чье имя царит в мире поэзии благодаря силе и чуду слов”. Стихи Махтумкули переведены на несколько языков (Гульгельдиева, 2023). Атаниязова и Джейхунов (2024) пишут, что он является ключевой фигурой национальной идентичности и образования. Философы оценивают роль Махтумкули как «образцовой школы» для воспитания молодого поколения и «духовного врача», который дает рекомендации по важным вопросам жизни.
Он был поэтом, занявшим золотое место в истории туркменской литературы. По этому поводу Ораздурдиевна, Вепаева и Максадова (2023) пишут, что “Махтумкули — величайший представитель туркменской литературы, которому приписывают создание туркменской письменной литературы, и чья литературная форма стала мощным символом исторического и зарождающегося национального самосознания туркменского народа.”
Основные темы творчества этого поэта — мужество, патриотизм, чистота духа, любовь к природе, милосердие, уважение, доброта, мудрость, гуманизм и т.д. (Нурядыева, 2023). Он публично декламировал свои стихи и призывал людей быть лучшими, какими они могут быть, быть героическими и благородными. Учитывая, что он поднял туркменский язык на самый высокий уровень, он был очень важным символом независимости Туркменистана. Действительно, этот поэт призывал к единству туркмен. По словам Мюфтилера (2023), поэт, обратившийся к народу на простом туркменском языке, как в зеркале отражал жизнь, быт, традиции и обычаи народа и направлял их. Он поднял свой голос против существующих правил и иностранного господства и не преклонялся ни перед каким угнетением. Таким образом, он достиг высокого положения в глазах своего народа. Любовь к родине, единство и солидарность, верность, трудолюбие, любовь и уважение, сохранение идентичности были главными темами произведений поэта.
Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов сказал: “Махтумкули Фраги, великий мыслитель и мудрец Востока, своими глубокими мудрыми стихами навсегда занял место в сердцах людей. Работы Фраги, пропагандирующие гуманизм, честность и единство, являются бесценными ценностями для всего человечества. Творчество Махтумкули Фраги, великого мастера слова, является ценной духовно-нравственной школой на все времена.”
Он является важным автором, пропагандирующим туркменский патриотизм, о чем свидетельствуют его стихи “Türkmeniň,” “Türkmen binasy,” “Depe nedir, düz nedir,” “Gerekdir,” “Ýigide,” “Ykrarsyz ärden”… Его стихи описывают, насколько туркмены мужественны, бесстрашны, отважны и верноподданнические.
На самом деле Махтумкули любил свою родину и пытался поднять ее на самый высокий уровень. Вот почему поэт всегда стремился побудить туркмен как можно больше любить свою Родину и преданно защищать ее. В своем стихотворении «Айрылма» он призывал туркмен никогда, ни при каких обстоятельствах не покидать свою родину:
Mestana ýörinçäň gaýry ýurdunda,
Önüp-ösen öz ýurduňdan aýrylma.
Magrur käkilik deý nebsiň ugrunda
Dama düşüp, ganatyňdan aýrylma.
Хотя вы можете странствовать по чужой земле,
Не растите и не процветайте вдали от своей страны.
Как гордая куропатка, преследующая свои желания,
не попадитесь в ловушку и не потеряйте крылья.
Этот поэт всегда призывал к единству туркменской родины, о чем можно прочитать в следующих строках из стихотворения «Туркмен»:
Bir suprada taýýar kylynsa aşlar,
Göteriler ol ykbaly türkmeniň…
Если блюда готовятся на одном столе,
Это улучшит судьбу туркмен
Единственный поднос здесь указывает на необходимость туркменского единства посредством метафоры приготовления к столу. Он хочет, чтобы туркменское государство было вечным, как показано в строках:
Hor galmasyn puştdan-puştum
Berkarar döwlet istärin.
Пусть мой род никогда не будет опозорен—
Я стремлюсь к сильному и прочному государству».
За пределами Туркменистана он является важным поэтом для тюркского мира, а также для России. Действительно, ТЮРКСОЙ объявил 2024 год годом памяти мыслителя, философа и поэта Махтумкули Фраги (Тюрксой, 2024). В этом контексте во имя Махтумкули Фраги были организованы различные мероприятия по всему тюркскому миру, особенно в Туркменистане и Турции, а также в культурных, художественных и политических центрах по всему миру. После 18 века туркменский стал письменным языком благодаря стихам Махтумкули. Хотя туркменские поэты, жившие до него, писали на чагатайском тюркском, и он сам очень хорошо знал чагатайский тюркский, Махтумкули был поэтом, который использовал диалектные особенности своего племени и помог туркменскому языку подняться до статуса письменного. Вот почему он занимает такое важное место в тюркском мире. Мюфтилер (2023) пишет, что Махтумкули — выдающийся поэт, который своими произведениями внес большой вклад в туркменский язык и литературу и оставил глубокие следы как при своей жизни, так и в период после него, и чье влияние продолжается до сих пор. Он был вершиной туркменской поэзии и литературы как по своим идеям, эмоциям, так и по своему взгляду на жизнь. Его произведения оказали влияние не только на туркменскую литературу, но и на литературу всех народов тюркского мира.
Более того, 25 марта 2024 года в центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, США, было организовано мероприятие в память о Махтумкули Фраги. Мероприятие было организовано ТЮРКСОЙ и Постоянным представительством Туркменистана при Организации Объединенных Наций в сотрудничестве с ЮНЕСКО. Мероприятие называлось «Путь мира Махтумкули Фраги к 300-летию со дня его рождения”.
Махтумкули занимает важнейшее место в философии. Действительно, он мудрый поэт, развивший философские идеи не только туркменского народа, но и всего мира, просветивший художественный ум и художественно отразивший светскую жизнь.
Он также придавал большое значение женщинам, особенно матерям. Для него в семье важна роль матери в воспитании дочери. Он хотел побудить людей расширять права и возможности женщин, чтобы они могли подавать хороший пример детям и сохранять единство семьи.
Он считал ребенка венцом славы главы семьи и отрадой их очей. Он стремился привить детям благородные качества, такие как уважение к старшим, уважение к младшим и установление дружбы и братства.
Стихам Махтумкули Фраги также уделяется большое внимание в Западной Европе. Самый старый перевод стихотворений Махтумкули на западный язык был сделан востоковедом Х. Вамбери (1832-1913) в 1879 году, а первый английский перевод Юсуфа Азему был опубликован в 1995 году. Немецкий перевод 41 стихотворения венгерского востоковеда Х. Вамбери (1832-1913) был опубликован в 1879 году в «Журнале Немецкого восточного общества» в Лейпциге. Некоторые его стихи также были переведены сначала на испанский, затем на немецкий языки (Гульгельдиева, 2023).
Этот мыслитель своими вдохновляющими стихами создал образцовую школу для воспитания подрастающего поколения. Он классический поэт туркменского народа. Роль мудрого поэта в истории мировой культуры была описана известным востоковедом академиком В.В. Бартольдом, сказавшим, что “Среди тюркских народов только у туркмен есть такие национальные поэты, как Махтумкули”, цитируется по (Атаниязова и Джейхунов, 2024).
Махтумкули Фраги — популярный поэт. Его стихи были переданы его народу. Этот поэт особенно важен в истории культуры Центральной Азии. На самом деле Махтумкули можно считать туркменским духовным лидером, поэтом-философом и лидером тюркоязычной литературы. Действительно, Махтумкули был одним из первых туркменских поэтов, который ввел использование классического чагатайского, придворного языка среднеазиатских ханов, в качестве литературного языка, вобравшего в себя многочисленные туркменские лингвистические особенности. Его поэзия иллюстрирует тенденцию к более широкому использованию турецких языков, а не персидского. Вот почему он является важной фигурой в истории тюркской литературы от Центральной Азии до Турции. Безусловно, концепции добра и зла, на которых поэт скрупулезно акцентирует внимание, сделали его образцовой фигурой для всего мира.
Подводя итог, можно сказать, что стихи Махтумкули отличаются своей многогранностью, разнообразием, смысловым богатством и художественным талантом. В своих стихах поэт затронул все виды проблем, связанных с человеком. По этой причине стихи Махтумкули являются руководством, особенно для туркменского народа. В целом, универсальный характер посланий, которые он передает в своих стихах, сделал его поэтом, признанным во всем мире. В творчестве поэта также важны образование и женщины. Атаниязова и Джейхунов (2024) пишут, что “неграмотный человек без науки живет один год, но грамотный человек живет тысячу лет”. Вот почему Махтумкули Фраги занимает важнейшее место в мировой истории, будь то литература, философия или человечество. Позиция поэта по этому поводу: “Бир яман сез юрек булар, Агшыны алем арзувлар” (Дурное слово тревожит сердце, каждый стремится к добру). Когда он говорит: “Махтумкули, озюнь дюзетгил, Озюни сен озгелере гез этгил”, что переводится как «Прежде всего, Махтумкули, исправься, стань примером для других”, он призывает людей быть лучшими, какими они могут быть. Послание, содержащееся в этом стихе, является приглашением к самокритике и совершенствованию души каждого человека. Таким образом, по мнению автора, личная ответственность и исправление являются основой совершенствования общества и нации.
БИБЛИОГРАФИЯ
Абдыллаев О. (2024). Mahtumkulu’nun şiirlerinde iyi ve kötü kavramları. Folklor Akademi Dergisi, 7(Özel), 100-107. |
Атаниязова Б., Джейхунов А. Дж. (2024). ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МАХТУМКУЛИ ПИРАГИ. Вопросы науки и образования, (4 (176)), 63-68.
Буграева О. И Гельдиева А. (2024). ИДЕЯ ПАТРИОТИЗМА В СТИХОТВОРЕНИЯХ МАХТУМКУЛИ ПИРАГИ. Вестник науки, 2(4 (73)), 449-452.
Делайс, Т. Б. (2017). MAHTUMKULU’NU ŞİİRLERİYLE TANIMAK. Bartın Üniversitesi Edebiyat Fakültesi Dergisi, 2(1), 81-102.
Dinç, S. (2021). Mahtumkulu’nun şiirlerinde çağatayca unsurlar. О’ ЗБЕКИСТ, 28.
Гульгельдиева Г. А. (2023). МАХТУМКУЛИ ПИРАГИ – ЛИЧНОСТЬ МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ!. Инновационная наука, (12-2), 240-241. |
Müftiler, B. (2023). NORMAN FAİRCLOUGH’UN ELEŞTİREL SÖYLEM ÇÖZÜMLEME MODELİNE GÖRE MAHTUMKULU DİVANI’NIN İDEOLOJİ VE GÜÇ/İKTİDAR TEMELİNDE DEĞERLENDİRİLMESİ. Folklor Akademi Dergisi, 6(1), 74-94. |
Мырадова К. и Нурягдыева Д. (2023). МАХТУМКУЛИ ПИРАГИ — ГОРДОСТЬ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА. Символ науки, (4-2), 215-217.
Нурядыева Г. (2023). НЕУТОЛИМОЕ ТВОРЧЕСТВО МАХТУМКУЛИ ПИРАГИ. Символ науки, (5-1), 170-172.
Омирова, Л. (2023). Универсальная философия Махтумкули Фраги:(The secular philosophy of Magtymguly Pyragy). Müqayisəli Ədəbiyyatşünaslıq/Comparative Literature, (1).
Ораздурдиевна, Н. К., Вепаевна, М. Г. и Максадовна, О. А. (2023). СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ СТИХОТВОРЕНИЙ МАХТУМКУЛИ ФИРАГИ. НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «IN SITU», 75.
Османлы И. (2020). Махтумкули Пираги и Алишир Навои. Müqayisəli Ədəbiyyatşünaslıq/Comparative Literature, (01).
Пурташ Ф. (2017). Инициативы культурной дипломатии тюркских республик. Восприятие: Журнал международных отношений, 22(1), 91-114
Автор: Дерья Сойсал
Добавить комментарий