Азербайджан и Иран активизируют контакты в транспортной сфере
Аналитика, Каспийский транзит, Колонка редактора

Азербайджан и Иран активизируют контакты в транспортной сфере

Прошедшая неделя ознаменовалась проведением двух раундов азербайджано-иранских переговоров. 6 марта территорию Ирана с целью участия в церемонии открытия железной дороги Казвин-Решт посетила делегация во главе с министром экономики Азербайджана Шахином Мустафаевым. А в конце недели, 9 марта, состоялся визит в Тегеран министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова. Ключевой темой переговоров и в первом и во втором случае стала транспортная проблематика.

Следует отметить, что после состоявшегося 6 марта официального открытия дороги Казвин-Решт перед Тегераном и Баку стоит задача окончательного завершения строительства железнодорожной магистрали «Россия-Азербайджан-Иран», для чего требуется построить участок дороги «Астара-Решт».

В марте прошлого года казалось, что стороны вплотную подошли к решению этого вопроса. На встрече в Баку президенты Ирана и Азербайджана подписали соглашение о финансировании строительства дороги, в соответствии с которым азербайджанская сторона согласилась выделить кредит в размере 500 млн. долларов, а Тегеран, в свою очередь, должен был обеспечить оставшуюся сумму в те же 500 млн. (casp-geo.ru)

Однако в течение всего 2018 года каких-либо новостей о реализации этих договоренностей не отмечалось. По данным отдельных азербайджанских экспертов причиной этому послужила санкционная политика Вашингтона и  возникшая в связи с этим неопределённость вокруг Ирана. Однако в ноябре прошлого года санкционный режим в отношении Тегерана с отдельными исключениями был окончательно возобновлён, и это, по всей видимости, послужило основанием для активизации контактов по проекту дороги Астара-Решт.

Этот вопрос, в частности, обсуждался на переговорах Э. Мамедъярова и президента Ирана Хасана Роухани.  Как сообщают официальные иранские источники, в ходе этой встречи, указав на открытие проекта железной дороги Казвин-Решт, иранский президент выразил надежду на ускорение выполнения проекта железной дороги Решт-Астара.

Министр иностранных дел Азербайджана, в свою очередь, отметил, что на пути развития политических, экономических, культурных и социальных отношений в формате Тегеран-Баку сегодня нет никаких препятствий и трудностей, а реализация совместного железнодорожного проекта «Решт-Астара» является одним из важных стратегических проектов в регионе. «С реализацией этого проекта Россия, Азербайджан и Иран будут соединены железнодорожной сетью, а Иран через Грузию получит выход в Черное море», — добавил Мамедъяров. (ИРНА)

Таким образом, власти Азербайджана и Ирана, по всей видимости, намерены сдвинуть проект строительства заключительного участка железнодорожного проекта в рамках МТК «Север-Юг» с «мёртвой точки». Вместе с тем, очевидно, что дорога Решт-Астара не будет ориентироваться только на российское направление. Слова министра Азербайджана о том, что посредством этой дороги Иран через Грузию получит выход в Черное море, свидетельствуют, что и в Тегеране, и в Баку рассчитывают использовать новую транспортную магистраль в рамках международного транспортного коридора «Юг-Запад».

Данный коридор имеет маршрут: Индия — Персидский Залив — Иран -Азербайджан — Грузия — Украина — Европа, и рассчитан на перевозку грузов между Европейским Союзом и Индией. Согласно подсчетам, по этому транспортному коридору доставка грузов будет осуществляться в течении 7 дней, тогда как время затраченное на альтернативных маршрутах составляет 35-37 дней. 25-26 февраля этого отдельные аспекты реализации указанного проекта обсуждались в Варшаве на первом заседании рабочей группы по транспорту и логистике между Азербайджаном и Польшей. (casp-geo.ru)

МТК «Юг-Запад»

С учётом вышеизложенного следует констатировать, что круг «акторов», заинтересованных в успешной реализации проекта железной дороги Решт-Астара существенно расширился, помимо стран, участвующих в реализации коридора «Север-Юг», к ним присоединились Грузия, Польша и Украина, участники коридора «Юг-Запад». Кроме того, весьма вероятно, что в данной магистрали будет заинтересована и Румыния, которая активно продвигает проект МТК «Каспийское море – Чёрное море».

Применительно к интересам России в складывающейся ситуации возникает двоякая ситуация. С одной стороны, у МТК «Север-Юг» возникают вполне серьёзные конкуренты, с другой, увеличение количества заинтересованных в проекте стран позволяет надеяться на скорейшее завершение строительства коридора.

Однако, весьма вероятно, что и в том и в другом случае, выгоды от успешной реализации проекта получат как Россия, так и европейские страны. При этом не стоит забывать и о положительном влиянии от развития железнодорожной инфраструктуры для простых жителей Каспийско-Кавказского региона, которые могут получить дополнительный источник дохода. Таким образом, прошедшие азербайджано-иранские переговоры следует расценивать, как весьма позитивное событие для дальнейшего развития социально-экономической ситуации на Каспии. 

Фото встречи Мамедъярова и Роухани. Источник: ИРНА

15 марта, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели