Азербайджан — ключевое звено между Европой и Китаем
Каспийский транзит

Азербайджан — ключевое звено между Европой и Китаем

Азербайджан видит себя важным связующим звеном Среднего коридора между двумя значимыми экономическими центрами силы – Европейским союзом и Китаем.

Об этом заявил помощник президента Азербайджана – заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации главы государства Хикмет Гаджиев на панельной дискуссии «Средний коридор: новая геополитическая и экономическая линия жизни» в рамках форума GLOBSEC-2025, который прошел в Праге.

Хикмет Гаджиев отметил, этот маршрут уже существует и функционирует.

«И ни у кого не должно складываться впечатление, что этого коридора нет, и кто-то должен прийти и восстановить его. Азербайджан и партнеры инвестируют в этот коридор. Другие партнеры также могут воспользоваться этими возможностями», — сказал помощник президента Азербайджана.

Он отметил, что Азербайджан рассматривает Средний коридор как стратегическую связь между такими двумя крупными экономическими силами, как Европейский Союз и Китай.

«Годовой торговый оборот между Европейским Союзом и Китаем превышает 700 миллиардов евро. Они могут конкурировать, но мы видим в этом возможность сотрудничества», – сказал Хикмет Гаджиев.

Помощник президента добавил, что все еще не совсем ясно, как инициативы Европейского Союза «Глобальные ворота» (Global Gateway) и китайская инициатива «Пояс и путь» будут применены к Южному Кавказу и Каспийскому региону.

«Мы открыты к сотрудничеству с нашими партнерами, однако реализуем и свои планы», – подчеркнул он.

О том, какое будущее ждет Средний коридор в стремительно меняющихся геополитических условиях рассказал Media.Az директор Института мировой политики Шерадил Бактыгулов.

Он отметил, что Средний коридор, или Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), представляет собой торговую и логистическую сеть, соединяющую Китай, Центральную Азию, Южный Кавказ, Турцию и Европу через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию.

«Будущее данного коридора выглядит весьма многообещающим из-за меняющейся динамики мировой торговли. Во-первых, это идущий процесс диверсификации торговых маршрутов. Из-за западных санкций против России после начала военных действий в Украине ТМТМ приобрел значение как альтернатива Северному коридору.

Во-вторых, Китай в рамках инициативы «Один пояс, один путь» вкладывает значительные средства в инфраструктуру (железные дороги, порты, логистику) для укрепления этого маршрута.

В-третьих, ЕС намерен снизить свою зависимость от российских маршрутов, а Турция стремится стать крупнейшим евразийским логистическим хабом.

В-четвертых, средний коридор вполне может сократить время перевозки грузов из Китая в Европу морем с 60-40 дней до 20-15», – сказал эксперт.

По его мнению, это очень серьезный показатель, учитывая высокий потребительский спрос в Европе на электронику и высокотехнологичные товары. Скоротечность появления все новых товаров обуславливает необходимость обеспечения скорейшей доставки новинок на рынок, пока те не устарели.

Ш.Бактыгулов согласен с тем, что Южный коридор уже не является конкурентом Среднего. «Южный коридор – это кратчайший сухопутный путь для Китая и стран Центральной и Юго-Восточной Азии к берегам Персидского залива и далее, к странам Ближнего Востока, и обратно. Например, КНР является для Ирана крупнейшим покупателем нефти, поставляемой морским путем», – пояснил специалист.

Эти факторы обуславливают важность географического положения Азербайджана, уверен он.

«Однако речь идет не только о высоком транзитном потенциале Азербайджана, что само по себе принесет высокие дивиденды стране. Средний коридор означает и углубление торгово-экономического сотрудничества государств, находящихся вдоль ТМТМ, – Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, а также Афганистана и Пакистана. Иными словами, это коридор движения указанных стран навстречу друг другу. Конечно, пока еще есть нерешенные вопросы, связанные с упрощением таможенных и логистических процедур, но они решаемы, в том числе путем использования электронного TIR, цифровых платформ и других инструментов», – резюмировал Ш.Бактыгулов.

Подготовила Наталья БУТЫРИНА

19 июня, 2025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели