20 сентября Президент США Джозеф Р. Байден встретился с президентами Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана на первом президентском саммите C5+1 на полях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.
Лидеры обсудили ряд вопросов, включая вопросы безопасности, торговли и инвестиций, региональных связей, необходимости уважения суверенитета и территориальной целостности всех стран, а также текущие реформы по улучшению управления и верховенства закона.
Редакция портала «Каспийский вестник» изучила экспертные оценки данного важного геополитического события, которое на Западе назвали историческим.
Российский ученый, доктор исторических наук, Александр Князев в своих комментариях для Независимой газеты отметил, что главный и долгосрочный приоритет США в Центральной Азии — всестороннее противодействие российскому, китайскому и иранскому влиянию. После вывода американских войск из Афганистана в августе 2021 года стало ясно, что Вашингтон будет искать способы вернуться в регион.
По мнению эксперта, встречу Байдена с президентами стран Центральной Азии нельзя рассматривать в отрыве от всей политики США: с февраля 2022 года американская дипломатия активизировала усилия в регионе. Перевод формата «С5+1» на президентский уровень лишь призван подчеркнуть важность центральноазиатского региона для Вашингтона.
В частности увеличилось американское финансирование неправительственного сектора, где особый акцент сделан на «противостоянии массовой дезинформации, исходящей от российских информационных ресурсов». Получил развитие и военный сегмент: центральноазиатские страны вовлекаются в различные программы США и НАТО. Внедрение в военную сферу стран региона также носит последовательный и системный характер. При этом страны Центральной Азии никогда не рассматривались США как прямые партнёры: работа в регионе строится по сетевым принципам и подразумевает создание условий для присутствия сил НАТО.
В целом, по мнению Александра Князева, выгоды для стран региона от сотрудничества с Россией, Китаем, да и Ираном никак не перекрываются обещаниями со стороны США и их союзников. Не получается и с проектами, альтернативными российскому и китайскому торговым и инвестиционным программам, а переориентация транспортно-коммуникационной инфраструктуры на маршруты, обходящие Россию и Иран, наталкивается на объективно существующие ограничения. Наказание банков, компаний и отдельных лиц, не выполняющих американские санкционные действия и помогающих российским контрагентам, может иметь двоякие последствия, стимулируя альтернативные американским и европейским платежные системы, отмечает эксперт.
Эксперт РАН Станислав Притчин, подводя итог встречи в Нью-Йорке в своём телеграм-канале, отмечает, что первый саммит на высшем уровне в формате «США+ Центральная Азия» не принес никаких новых, поворотных тем и предложений для активизации сотрудничества.
«Да, с точки зрения статуса встречи, значимость формата C5+1 возросла: до этого саммиты, как правило, проходили на уровне министров иностранных дел. Но формат смежного мероприятия не позволил создать полноценную атмосферу исторического события и действительно обстоятельно поговорить о перспективах сотрудничества. Встреча была короткая по регламенту, так как вписана была в жесткий график встреч участников на полях Генассамблеи, а по итогам переговоров не было выхода к журналистам, что лишь подчеркнуло дефицит новостей», — пишет Станислав Притчин.
Из пресс-релиза американского президента эксперт отмечает следующие шаги американской дипломатии на центральноазиатском треке: предстоящую министерскую встречу ЮСАИД по транспортной связности в регионе, старт «Диалога Ц5+1 по критически минеральным ресурсам», который призван обеспечить сотрудничество и обеспеченность редкоземельным металлам и важным минералам для современной промышленности. Также американский президент выразил поддержку Транскаспийскому транспортному коридору («Срединный коридор»).
С точки зрения активизации геополитической конкуренции с Россией и Китаем встреча не привнесла ничего существенного, чтобы могло усилить позиции Вашингтона или привнести в Центральную Азию действительно важные и востребованные в регионе инвестиции, технологии, инициативы, уверен Станислав Притчин.
Максим Казначеев в статье для Информационно-аналитического центра МГУ пишет, что накануне первой президентской встречи С5+1 западные СМИ раздавали комплименты странам Центральной Азии: во всяком случае, упреки в недемократичности политических режимов региона были отодвинуты на второй план. Аналогичным образом и пропаганда стран региона всячески старалась преподнести предстоящую встречу как некое сверхсудьбоносное событие. Однако резкое обострение в Карабахе моментально обнулило весь пропагандистский флер: вашингтонской администрации стало резко не до Центральной Азии. Поэтому и акценты по итогам встречи стороны расставили по-своему — от необходимости американского инвестирования в поддержание гуманитарной стабильности в Афганистане до поддержки новых транспортных коридоров. Единая политическая повестка саммита была утеряна.
Оценивая ключевые темы саммита, Максим Казначеев отмечает, что большое внимание уделялось соблюдению странами Центральной Азии режима антироссийских санкций. Для Вашингтона это принципиальный момент, своего рода индикатор, маркер готовности той или иной страны подчиняться американскому доминированию.
Второй ключевой момент встречи касался расширения присутствия США в сырьевых сегментах экономик стран региона. Однако в силу специфики вашингтонская бюрократия может лишь рекомендовать крупному бизнесу ту или иную страну для инвестирования. Пока заявлено об инвестициях США в сегмент редкоземельных металлов в Казахстане. Казахстанская сторона пытается спровоцировать конкуренцию западных и китайских горнодобывающих гигантов и за счет этого укрепить свой стремительно девальвирующийся региональный статус.
Вместе с тем эксперт отмечает, что против роста американских инвестиций работают сразу несколько факторов: Центральная Азия не имеет непосредственного доступа в Мировой океан, что существенно усложняет логистику, ставит ее в зависимость от транзита через третьи страны. Страны региона граничат с откровенно антиамериканскими региональными и глобальными игроками, которые не поддерживают рост американского присутствия в Большой Евразии. Действительно интересных инвестиционных проектов в регионе очень мало.
Действующей администрации в Вашингтоне сложно предложить лидерам Центральной Азии что-то большее, чем уже предложил Китай, считает Максим Казначеев. В силу логистической сложности присутствие в регионе превращается для Вашингтона в «чемодан без ручки». В такой ситуации все более заманчивым становится сценарий сброса балласта — общая дестабилизация Центральной Азии, ведь в таком случае «подвисают» все альтернативные геополитические проекты конкурентов. При этом подойдет практически любой вариант для инспирирования кризиса: конфликт вокруг водных ресурсов, приграничный межэтнический конфликт либо даже внутренний конфликт, который спровоцирует поток беженцев внутри региона. Все эти схемы подойдут.
«До сих пор страны региона исходили из того, что наличие крупных западных добывающих проектов будет подталкивать Вашингтон к поддержанию минимальной безопасности в Центральной Азии. Но в определенный момент возможность нанести удар по геополитическим конкурентам превысит либо будет важнее издержек от потери активов в регионе. А потому в вопросе купирования региональных угроз Вашингтон и местные элиты находятся по разные стороны баррикад» — резюмирует Максим Казначеев.
Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь» считает, что созыв саммита С5+1 – наглядное свидетельство того, как американцы будут работать, обрабатывая руководство стран Средней Азии (бывших советских республик). Эксперт обращает внимание, что Байден уделил минимальное количество минут своей речи в Нью-Йорке перед приглашенными на беседу президентами Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, Кыргызстана Садыром Жапаровым, Таджикистана Эмомали Рахмоном и Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым.
«…Я считаю, что это исторический момент. Мы развиваем многолетнее тесное сотрудничество между Центральной Азией и Соединенными Штатами — сотрудничество, основанное на нашей общей приверженности суверенитету, независимости и территориальной целостности. На мой взгляд, эти принципы важны как никогда. И сегодня мы выводим наше сотрудничество на новую высоту.
Во-первых, мы укрепляем наше сотрудничество в борьбе с терроризмом, включая увеличение финансирования безопасности США в Центральной Азии. Во-вторых, мы укрепляем региональные экономические связи. Например, мы создаем новую бизнес-платформу, которая дополнит нашу дипломатическую деятельность и лучше свяжет наш частный сектор в целях развития…
И мы также обсуждаем потенциал нового критического диалога по минеральным ресурсам для укрепления нашей энергетической безопасности и цепочек поставок на долгие годы вперед…
Я с нетерпением жду возможности работать со всеми вами, чтобы сделать еще больше в будущем. Я искренне с нетерпением жду продолжения нашей – этой встречи, потому что мы сильнее, и я искренне верю, что мир будет безопаснее, когда мы будем вместе – наши пять стран. Итак, большое спасибо за ваши усилия. И я с нетерпением жду скорой встречи с вами, возможно, в одной из ваших стран».
Исходя из пресс-релиза Белого дома, Сергей Филатов делает вывод, что важнейшие для США темы, помимо укрепления их политических (скорее, военно-политических) позиций у границ России, это — поставки в США из Средней Азии редкоземов (после прекращения поставок из Китая), закрепление американцев на берегу Каспия за счёт поддержки Транскаспийского транспортного коридора, «финансирование в целях обеспечения безопасности в регионе Центральной Азии».
Сергей Филатов считает, что американцам очень важен Казахстан. Ещё до начала саммита, представители Белого дома обозначили, что эта страна расценивается, как основной игрок в «среднеазиатской пятёрке». Причина не только в том, что она выходит на берега Каспия, но и в богатстве природных ресурсов. Не случайно президент Токаев сидел на саммите по правую руку от Байдена.

Казахстан рассчитывает на поддержку США в работе по созданию в Алматы Регионального центра ООН по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана, а также на сотрудничество на так называемом «антиядерном треке». Касым-Жомарт Токаев, в частности, отметил важность ратификации США Протокола о негативных гарантиях к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (ЦАЗСЯО).
Таким образом, по оценкам российских экспертов саммит в Нью-Йорке хоть и не принёс очевидного эффекта, но является свидетельством того, что США намерены активизировать свое присутствие в Центральной Азии, что несомненно усилит геополитическую напряженность на восточном побережье Каспийского моря.
Влад Кондратьев
Фото пресс-служб президентов Таджикистана и Казахстана
Добавить комментарий