На текущей неделе представители Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (МИИР РК) и Министерства цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики провели встречу в г.Баку по вопросам развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).
Сообщается, что стороны обсудили ожидаемые прогнозные объемы перевозок грузов по ТМТМ на 2022 год, пропускную способность по участкам железных дорог и Каспийского моря, условия для переориентации дополнительных грузопотоков, а также вопросы создания т.н. «Среднего коридора» и перспективного совместного предприятия, которое позволит решить вопросы сквозного тарифообразования и декларирования грузов, применить единые IT-решения и консолидировать транзитные грузы на маршруте.
Говоря о переориентации грузов казахстанских экспортеров на ТМТМ, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Берик Камалиев отметил, что на сегодняшний день к перевозке через транскаспийский маршрут готовы 2 млн тонн казахстанских грузов, направляемых на экспорт.
Кроме того, представитель МИИР РК предложил азербайджанской стороне совместно развивать автомобильные грузовые перевозки на ТМТМ, а также рассмотреть предложение об увеличении количества авиарейсов между двумя странами. Данная инициатива встретила положительный отклик главы Министерства цифрового развития и транспорта АР.
По итогам встречи участники приняли решение, касающееся создания рабочей группы по развитию транзита.
Об активной работе Казахстана по развитию ТМТМ министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев проинформировал Премьер-министра Алихана Смаилова РК в ходе недавнего заседания Оперативного штаба по антикризисным мерам при Правительстве РК.
По словам главы МИИР РК, вопрос развития ТМТМ находится на постоянном контроле ведомства, сейчас ведется активная работа по наращиванию его потенциала.
«На 2022 год утвержденный объем перевозок по маршруту составляет более 30 тыс. ДФЭ. При этом, с учетом текущей ситуации, возможно увеличение объема в 2 раза. Казахстанскими экспортерами в текущем году на ТМТМ с других маршрутов планируется перенаправить до 2 млн тонн грузов, среди которых есть нефтепродукты, металлопродукция и уголь, с перспективой увеличения до 4 млн тонн», — сообщил министр.
В целом, по его словам, по маршрутам ТМТМ (Актау/ Курык – Баку – Батуми/Поти — Варна/Бургас (Болгария) или Констанца (Румыния) и Актау/Курык – Баку – ж/д маршрут Баку-Тбилиси-Карс – порты Турции) имеется возможность перевозки до 10 млн тонн, в том числе до 200 тыс. контейнеров.
Также Каирбек Ускенбаев сообщил, что для обеспечения перевозок прогнозных объемов 9-10 марта т.г. МИИР РК провело встречи с представителями Министерства цифрового развития и транспорта Азербайджана и Минэкономики и устойчивого развития Грузии.
В г.Баку заинтересованные министерства обсудили планы перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту на 2022 год, а также договорились о развитии автомобильных грузовых перевозок и создании совместного предприятия для развития ТМТМ. СП позволит решить вопросы сквозного тарифообразования и декларирования грузов, применить единые IT решения и консолидировать транзитные грузы на маршруте. На встрече в г.Тбилиси грузинская сторона так же поддержала казахстанскую инициативу по созданию совместной логистической компании для продвижения ТМТМ. По итогам встречи подписана совместная декларация о дальнейшем развитии маршрута.
Помимо переговоров с участниками ТМТМ Казахстан продолжает проводить переговоры о развитии сотрудничества с европейскими портами. После недавних переговоров Посла Казахстана Маргулана Баймухана в Бельгии, о которых ранее сообщал портал «Каспийский вестник»:
онлайн-встречу с Генеральным директором Администрации порта Роттердам Аллардом Кастелейном провёл Посол Казахстана в Нидерландах Аскар Жумагалиев.
Как сообщается в пресс-релизе МИД Казахстана, в ходе беседы А.Кастелейн был проинформирован о позиции Казахстана в связи с ситуацией в Украине, решении Президента РК К.Токаева об оказании гуманитарной помощи украинской стороне.
Посол Казахстана отметил важность обеспечения бесперебойного грузооборота казахстанских товаров через порт Роттердама в связи с российско-украинским кризисом, и осуществляемую РК работу в сфере логистики.
В свою очередь, гендиректор подчеркнул отсутствие проблем в принятии и отправке казахстанских грузов через порт Роттердама, при этом, все возникающие в последнее время вопросы по транзиту грузов рассматриваются в рамках специально созданной рабочей группы.
Собеседник поддержал предложение Посла РК о налаживании в ближайшее время двусторонней координации в транспортно-логистической сфере между портом и казахстанскими партнерами.
Таким образом, события на Украине стимулировали деятельность руководства транспортно-логистической отрасли Казахстана по поиску новых маршрутов экспорта грузов в Европу в обход территории России, в отношении которой странами запада введены обширные экономические санкции. В этих условиях существенный импульс для дальнейшего развития могут получить порты Казахстана и Азербайджана на Каспии, задействованные в Транскаспийском торговом коридоре.
Влад Кондратьев
Добавить комментарий