В 2023 году судоходная компания «Казмортрансфлот» перевезла по Каспийскому морю из Актау в бакинский порт Алят 228 контейнеров концентрата природного урана. Об этом в кулуарах круглого стола «Транспортировка углеводородов в меняющемся мире», организованного в Астане в рамках Kazakhstan Energy Week 2023 – XV Евразийского форума KAZENERGY сообщил гендиректор КМТФ Айдар Оржанов.
«Мы перевозим урановые партии в контейнерах. Компания «Казмортрансфлот» специально получила для этого лицензию для перевозки именно опасных грузов. Для перевозки урановых партий были получены специальные лицензии для трех контейнеровозов. Мы перевозим контейнеры, нефть, но уровень опасности именно урана – он выше. Поэтому для этого экипажи проходили обучение. Мы сейчас перевозим уран по направлению из Актау в Баку – один раз где-то в три месяца у нас полный контейнеровоз, то есть контейнеры с ураном перевозятся отдельно от других контейнеров – это связано с безопасностью. Там, понятно, вопрос безопасности очень высокий, охрана отдельная этих контейнеров», — пояснил глава КМТФ.
По его словам, паритетная основа с азербайджанской стороной при перевозке грузов существует, однако из-за небольших объемов контейнеры возит только «Казмортрансфлот».
Из грузинского порта Поти, куда доставляется казахстанский уран через Азербайджан и Грузию, пока контейнерная транспортировка КМТФ не осуществляется, однако это обсуждается с партнером казахстанской судоходной нацкомпании – Abu Dhabi Ports Group из ОАЭ.
Поставки партий осуществлялись на контейнеровозе «Барыс», состоящем во флоте КМТФ.
Из-за ожидаемого роста транспортировки урана увеличивается количество одобренных под него судов.
«Первоначально для перевозки опасных грузов было одобрено только одно судно-контейнеровоз. Сейчас уже одобрено все три, имеющихся у КМТФ контейнеровоза. Это на тот случай, если вдруг объем вырастет. То есть лицензию получили на все три судна», – уточнил руководитель «Казмортрансфлота».
Кроме урана, судоходная нацкомпания перевезла в январе-августе в контейнерах 866 ДФЭ алюминия, 1403 ДФЭ катодной меди, 63 ДФЭ меди и 103 ДФЭ асбеста.
По данным руководителя морской судоходной нацкомпании, сейчас полностью загружены два контейнеровоза, третий также работает между направлениями.
«У нас еще на Каспии много вопросов… Два новых танкера мы сейчас приобрели и доставляем их на Каспий для транспортировки возросших объемов нефти. Еще дополнительные три танкера – строительство уже обсуждаем. Это также для транспортировки грузов внутри Каспия, дополнительные сухогрузы и дополнительные контейнеровозы, потому что в следующем году ожидается увеличение грузопотока. Уже сейчас к концу года пойдет рост транспортировки контейнеров через Каспий, поэтому мы готовимся к этому. У нас увеличивается именно танкерный флот на Черном море для транспортировки нефти с терминала КТК. А также нефти, которую мы сейчас везем по направлению Актау – Баку и далее – Джейхан. Оттуда мы тоже ее своими танкерами вывозим, или танкерами, которыми мы совместно с Abu Dhabi Ports управляем», – пояснил Айдар Оржанов.
В краткосрочной перспективе через Каспий в Азербайджан может перевозиться до 1,5 млн тонн нефти на паритетной основе с азербайджанской стороной, указывается в презентации КМТФ, представленной компанией на круглом столе.
В среднесрочной с покупкой новых танкеров объемы транспортировки на этом направлении могут при существующей портовой инфраструктуре увеличиться до 4 млн тонн, а в долгосрочной превысить 5,5 млн тонн при условии инвестиций в порты Актау и Курык.
При этом судоходная компания также перевозит нефтяные объемы и по маршруту Актау – Махачкала. Вместе с тем, на транспортировку влияет обмеление Каспия – в танкера вместимостью 12 тыс. тонн грузятся объемы в 7,2 тыс. тонн, уточнил Оржанов в комментарии.
Подготовила Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий