21 сентября Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова совместно с АНО «Русско-Туркменский Центр Культуры», и Фондом содействия укреплению дружбы народов прикаспийских государств «Наследие Каспия» в рамках экономического форума «Элиста-2024» провели тематическую сессию «Международный транспортный коридор «Север-Юг» — перспективы экономик стран Прикаспийского региона. Евразийские транзитные проекты: единство истории, культуры и будущее экономики. Роль, место и будущее Республики Калмыкия».
Модератором дискуссионной площадки выступил Каландаров Камилжан Хамутович, Директор АНО «Русско-Туркменский Центр Культуры», Председатель Фонда содействия укреплению дружбы народов прикаспийских государств «Наследие Каспия», Элиста, Республика Калмыкия, доктор философских наук.
С докладом на тематической сессии выступил начальник отдела многостороннего отраслевого сотрудничества Департамента экономического сотрудничества МИД России А.В.Демин.
Ниже редакция портала приводит текст его выступления:
Прежде всего, позвольте выразить искреннюю признательность руководству Республики Калмыкия и Фонду «Наследие Каспия» за приглашение посетить гостеприимную землю Калмыкии и принять участие в Экономическом форуме «Элиста – 2024».
Как было сказано, я представляю Департамент экономического сотрудничества Министерства иностранных дел Российской Федерации. Совсем недавно, 7 сентября мы торжественно отмечали юбилей – 80 лет с момента создания экономической службы МИД. На протяжении всего периода существования подразделения перечень задач, стоящих перед экономической дипломатией, постоянно расширялся. На сегодняшний день можно уверенно говорить, что силами Департамента обеспечивается участие нашей страны практически во всех крупных международных организациях и объединениях, имеющих социально-экономическое, торгово-инвестиционное, финансовое и отраслевое измерение.
В последнее время на фоне деструктивной линии Запада на разрыв устоявшихся логистических связей и перекраивание карты международных торговых путей, а также в условиях развязанной беспрецедентной санкционной войны против нашей страны одной из актуальных задач экономической дипломатии становится выстраивание новой региональной архитектуры цепочек поставок, ускоренная модернизация действующих и развитие перспективных, не подверженных политической конъюнктуре международных транспортных коридоров. Акцент делается на обеспечение надежных способов экспорта и импорта товаров в дружественные государства Азии, Африки и Латинской Америки. Эти усилия также продиктованы теми глубинными объективными изменениями, которые происходят в мировой экономике, той новой ролью, которую играют страны Востока и Глобального Юга – новые центры роста и развития.
Данная проблематика является одним из стратегических приоритетов национального развития, в т.ч. в рамках реализации выдвинутой в 2015 г. флагманской инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина о формировании Большого Евразийского партнерства. Наша задача – добиться превращения Евразии в самодостаточный, гармонично развитый и привлекательный для всех стран мира макрорегион, обладающий экономико-технологическим, интеллектуальным лидерством и поддерживающий высокий уровень благосостояния населения.
В этом контексте повышенное внимание уделяется продвижению российских транспортных инициатив – Северного морского пути и международного транспортного коридора «Север – Юг».
Исходим из того, что при полном раскрытии потенциала данных проектов они смогут успешно конкурировать за грузопотоки с Суэцким и Панамским каналами. Как известно, нарастающие риски безопасности международного судоходства в акватории Красного моря вынуждают грузоотправителей отказываться от использования Суэцкого канала, что увеличивает время перевозок между Юго-Восточной Азией и Европой в среднем на две недели. В свою очередь, проблемы, порождаемые изменением климата и неэффективным водопользованием в шлюзах Панамского канала, также образуют препятствия свободному проходу судов между Тихим и Атлантическим океанами, что приводит к вынужденному «простою» кораблей. Транзит из Азии в зону Карибского бассейна вокруг мыса Доброй Надежды удлиняется на 13 дней, в том же направлении с западного побережья Латинской Америки через Магелланов пролив –
на 25 дней.
Такие условия создают уникальный шанс для формирования новых транспортных маршрутов. Россия с ее выгодным географическим положением может предложить конструктивно настроенным партнерам альтернативные трансконтинентальные коридоры и заложить фундамент единого транспортно-логистического каркаса на евразийском пространстве. Последовательно продвигаем такое видение среди наших друзей из числа стран СНГ, ЕАЭС, ШОС и БРИКС. В целях привлечения зарубежных грузоотправителей для транзитного пользования трассами и в перспективе закрепления маршрутов в международной торговой логистике МИД России проводит системную работу по информированию потенциальных партнеров о возможностях и условиях пользования Севморпути и МТК «Север – Юг», в т.ч. по линии двусторонних политических контактов, механизмов межправкомиссий, деловых советов и др.
Позвольте подробнее остановиться непосредственно на наших усилиях по продвижению МТК «Север – Юг». На нынешнем этапе ключевое значение для успеха проекта имеет завершение работы по прокладке бесшовного сквозного западного железнодорожного маршрута через Азербайджан в Иран. В плотном контакте с азербайджанскими партнерами работаем над формированием комплексной юридической базы для дальнейшего развития грузоперевозок на данном направлении, в т.ч. для строительства недостающего участка «Ялама – Астара» в Азербайджане. От иранских коллег получили официальное уведомление о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу российско-иранского межправсоглашения о сооружении железной дороги «Решт – Астара». Для начала стройки осталось решить ряд вопросов технического характера. Таким образом, рассчитываем, что в дополнение к уже успешно функционирующим восточному и транскаспийскому ответвлениям МТК «Север – Юг» в среднесрочной перспективе добавится еще одна полнокровная трасса грузоперевозок.
Высоко ценим усилия руководства Республики Калмыкия и лично Бату Сергеевича Хасикова по наполнению инфраструктурной составляющей МТК «Север – Юг» посредством развития порта Лагань и его включения в программные документы МТК. При проработке данного вопроса с профильными ведомствами МИД России готов оказать «фланговую» поддержку. В условиях дефицита портовых мощностей на Каспии «расшивка» узких мест и строительство новой инфраструктуры – один из стратегических приоритетов в рамках работы по ускоренной адаптации экономик прикаспийских государств в условиях санкций. Координация работы в сфере логистики как внутри России между субъектами Федерации, так и с зарубежными партнерами – ключевое условие эффективной переориентации товарных потоков и экспорта.
Кроме того, полагаем крайне важным реализовать подписанный «на полях» Первого Международного транспортного форума ШОС в Ташкенте в ноябре 2023 г. Меморандум о формировании транспортного коридора «Россия – Каспийское море – Туркменистан – Узбекистан – Кыргызстан». В настоящее время создаются экспертные рабочие группы и составляются соответствующие «дорожные карты». Этот коридор во многом перекликается с МТК «Север – Юг», но в то же время призван диверсифицировать цепочки поставок.
Убеждены, что полноценная реализация упомянутых инициатив внесет вклад в развитие всех прикаспийских государств, включая Россию, будет способствовать достижению целей, закрепленных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2030 г. В этом контексте хочу искренне пожелать Республике Калмыкия процветания и благополучия!
Еще раз, спасибо за приглашение.
Благодарю за внимание.
Добавить комментарий