Морской порт Курык на Каспии получил сертификат системы экологического менеджмента EcoPort для портов и портовых терминалов, соответствующей экологическим параметрам ESPO. Соответствующее свидетельство генеральному директору ТОО «Порт Курык» Серику Ахметову в Астане вручили генеральный секретарь ОБСЕ Хельга Мария Шмид и министр экологии и природных ресурсов Зульфия Сулейменова.
В рамках внедрения в порту Курык системы менеджмента качества ИСО14001:2015 «Система экологического менеджмента» морская гавань получила статус «зеленого» порта в Каспийском регионе (EcoPorts).
EcoPorts – главная экологическая инициатива европейского портового сектора, которая предоставляет портам и портовым терминалам инструменты для создания собственной системы управления окружающей средой на основе руководящих принципов ECOPorts PERS (СЭЭП).
Сертификат предусматривает создание цифровой платформы для облегчения обмена информацией между портами Казахстана, Туркменистана и Азербайджана. А эта система, в свою очередь, будет подключаться к крупным и современным портам Европы.
Как отметил гендиректор порта Курык Серик Ахметов, сертификация проведена в рамках проекта ОБСЕ «EcoPorts», всемирно признанного стандарта экологического менеджмента в портах и портовых терминалах. Сертификат откроет для порта Курык новые возможности и позволит повысить эффективность и скорость грузоперевозок.
«Получение нового статуса портом Курык дает возможность для расширения взаимоотношений с европейскими портами, а также способствует улучшению экологической ситуации в Каспийском регионе. Сертификат EcoPort придаст морской гавани статус «зеленого» порта, интегрированного в транспортную систему Европы», – пояснил Серик Ахметов.
Как известно, в свете адаптации торговых путей и цепочек поставок к международной политическо-экономической ситуации, в текущем году резко вырос спрос на услуги казахстанских портов.
«По сравнению с 2021 годом по итогам 2022 года через порт Курык было отправлено в 2 раза больше паромов. С начала 2023 года через порт перевезено более 550 тысяч тонн грузов. Это в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года», – сообщил гендиректор порта Курык
По словам Хельги Марии Шмид, ОБСЕ и Казахстан активно взаимодействуют в области создания транспортной интеграции в Каспийском регионе в целях развития «зелёных» морских гаваней.
«Сотрудничество между портом Курык и ОБСЕ, а также родственными портами на Каспии, является еще одним важным шагом в обеспечении дальнейшей защиты окружающей среды и ускорении более эффективного и своевременного обмена данными в Каспийском регионе», – отметила Хельга Мария Шмид.
Как известно, проект «Содействие развитию «зеленых» портов в регионе Каспийского моря» общей стоимостью 2,5 млн. евро стартовал в 2019 году в виде серий мероприятий, связанных единой тематикой вопросов Каспийского региона в Туркменистане, Азербайджане, Казахстане.
В рамках проекта проведена оценка цифровой готовности всех портов Каспийского моря; ускорен переход на безбумажный обмен торговыми данными между портами, что сделало торговые операции более быстрыми, безопасными и устойчивыми; оказана поддержка интеграции принципов «зеленых» портов и получения сертификата EcoPorts для сокращения выбросов углерода; создано региональное сообщество участников торгово-логистической сферы.
Проект имеет важное значение для развития инфраструктуры морских трансконтинентальных грузоперевозок, упрощения таможенных процедур посредством внедрения цифровизации, подготовки и обучения отечественных специалистов. Его реализация позволит снизить негативное воздействие порта на окружающую среду, в том числе через использование возобновляемой энергии, и в целом улучшить экологическую ситуацию в каспийском регионе, а также получить финансовую поддержку экологических проектов в ТОО «Порт Курык» от ОБСЕ.
Кроме того, проект даст новые возможности для развития взаимоотношений с европейскими странами и увеличит грузопоток через порт Курык. Цель на ближайшую перспективу – достичь и удержать лидирующие позиции по обслуживанию экспортных и транзитных грузопотоков в Каспийском регионе, обеспечив высокий качественный уровень услуги, стабильности и точности.
Проект осуществляется в партнерстве с Европейским банком реконструкции и развития, ЕЭК ООН и ведущими экспертами частного сектора, а финансируется такими европейскими странами, как Германия, Италия и Исландия.
Сообщается, что проект предусматривает подготовку «дорожной карты» процессов автоматизации и оцифровки морских портов в Баку (Азербайджан), Актау и Туркменбаши (Туркменистан), подготовку технико-коммерческого обоснования возможностей по использованию возобновляемых источников энергии, организацию региональных семинаров по изучению передового опыта «зеленых» портов мира.
В настоящее время статус EcoPorts имеют 34 европейских порта.
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий