Правительство Казахстана внесло Актауский морской северный терминал (АМСТ) в перечень предприятий, подлежащих приватизации в приоритетном порядке. Документ опубликован на сайте премьер-министра.
Согласно информации, опубликованной на официальном сайте, АМСТ может обрабатывать зерновые, генеральные и контейнерные грузы. В первых двух случаях пропускная способность оценивается в 1,5 млн. тонн в год, а в случае с контейнерами — в 70 тыс. TEU в год.
Северный терминал является составляющей частью международных транспортных коридоров ТРАСЕКА и Север – Юг. Транспортировка грузов из АМСТ осуществляется преимущественно в направлении портов Ирана, РФ и Азербайджана.
«Согласно прогнозам на среднесрочную перспективу основными грузами, переваливаемыми через Северный терминал, будут прокат черных металлов, зерно, транзитные грузы из Китая, уральских регионов России и стран Персидского залива. В рамках собственной маркетинговой политики идет постоянная работа по диверсификации грузоперевозок, а также привлечению новых грузопотоков», — говорится на сайте.
Свои финансовые показатели и данные о стоимости активов терминал не раскрывает. В консолидированной отчетности KTZ Express говорится, что в 2021 году АМСТ получил 1,5 млрд тенге убытка при выручке в 3,6 млрд тенге. Активы терминала на 31 декабря 2021 года составляли 39,3 млрд тенге, обязательства — 58,7 млрд тенге. Ориентировочное представление о стоимости долей в уставном капитале терминала может дать финотчетность порта Актау. В ней говорится, что стоимость инвестиций в приобретение 10% уставного капитала АМСТ отражена в бухгалтерском балансе порта на 31 декабря 2021 года в размере 2 млрд тенге.
Единственным акционером порта Актау является Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», с ноября 2013 года акции гавани находятся в доверительном управлении «Казахстан темир жолы».
По данным портала «Курсив», основными грузами, обрабатываемыми в порту Актау, являются нефть и зерно: в 2021 году на нефть пришлось 62,7% всего грузооборота главной морской гавани Казахстана.
В 2023 году республика активно использует порт для экспорта нефти в обход России, а трубопроводная монополия «КазТрансОйл» заявляет о технической возможности экспорта через Актау до 6,2 млн тонн казахстанской нефти в год.
АМСТ был учрежден в апреле 2014 года зарегистрированным за два месяца до этого в Сингапуре Inter Port Development PTE ltd (60% в уставном капитале АМСТ), логистической «дочкой» «Казахстан темир жолы» KTZ Express (30%) и Актауским морским торговым портом (10%). Согласно отчетности KTZ Express и порта Актау, в дальнейшем структура владения терминалом не изменилась.
Строительство терминала шло в рамках проекта по расширению порта Актау в северном направлении для увеличения мощности гавани по обработке сухих грузов. Инвестиции в строительство зернохранилища мощностью 1,5 млн тонн в год, контейнерной площадки пропускной способностью 1 млн тонн грузов в год, трех причалов — зернового, контейнерного и для генеральных грузов — с учетом затрат на строительство защитных сооружений и углубление морского дна оценивались в 38 млрд тенге.
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий