8 октября состоялся визит Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в Грузию. Итоги визита были подведены в рамках совместного с премьером Грузии Ираклием Гарибашвили заявления для прессы.
В своём выступлении азербайджанский лидер заявил, что настало время установления мира на Южном Кавказе. В этой связи стороны обсудили процесс нормализации между Азербайджаном и Арменией.
«Три года назад в результате Второй Карабахской войны Азербайджан восстановил свою территориальную целостность, в прошлом месяце он восстановил свой суверенитет над всей страной. А сейчас мы должны активно работать над мирным договором, который будет подписан между Арменией и Азербайджаном. Если мы этого добьемся, – я надеюсь на это, — то тогда на Южном Кавказе возникнет совершенно новая политическая ситуация. Страны Южного Кавказа могут начать сотрудничество в трехстороннем формате, оно может быть очень успешным во многих областях, в том числе в сфере транспорта, энергетической безопасности, торговли, взаимного инвестирования. Все это возможно. Просто мы были лишены этого, потому что часть азербайджанских территорий на протяжении многих лет находилась под оккупацией, и, естественно, эта ситуация не позволяла делать шаги в сторону нормализации. Сейчас наступил момент и считаю, что упустить этот шанс будет большой ошибкой», — заявил Ильхам Алиев.
Что касается сотрудничества в других сферах, то президент Азербайджана отметил наличие больших планов в энергетической, и в транспортной сферах.
Ильхам Алиев отметил заинтересованность своей страны в создании новых инфраструктурных проектов в Грузии. В этой связи стороны в рамках переговоров провели обмен мнениями о строительстве порта Анаклия, а также расширении порта Кулеви на Черноморском побережье Грузии, часть акций которого принадлежит Азербайджану.
Другим важным направлением сотрудничества было названо запланированное пятикратное увеличение пропускной способности железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и начало ее деятельности в ближайшем будущем, что послужит усилению Среднего коридора (Транскаспийского международного транспортного маршрута).
В энергетической сфере, кроме традиционных отраслей, Ильхам Алиев отметил важность проекта «Коридор зеленой энергии», где Грузия и Азербайджан участвуют в прокладке энергетического кабеля в Европу.
«Словом, проекты, реализуемые сегодня Грузией и Азербайджаном совместно и с другими соседними странами, имеют большое значение не только для региона Южного Кавказа, но и, в широком смысле, для Евразии. И мы готовы к этому. У нас есть и сильная политическая воля, уже созданная мощная инфраструктура. А самый главный фактор – это грузино-азербайджанская дружба и стратегическое партнерство», — резюмировал свое выступление в Тбилиси Ильхам Алиев.
В связи с проведенными в Грузии переговорами обратим внимание на интерес сторон к сотрудничеству по проекту строительства порта Анаклия в Грузии.
Известно, что в январе 2020 года правительство Грузии приняло решение расторгнуть инвестиционный договор с «Консорциумом развития Анаклия», который взял на себя обязательство построить одноимённый глубоководный порт на западе Грузии.
«Консорциум развития Анаклия» (Anaklia Holding JSC) основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC. При этом именно участие американской компании было обязательным условием государства. С момента подписания соглашения о строительстве порта до октября 2018 года в него было внесено более 40 изменений, практически все изменения касались продления сроков, в том числе начала работ по строительству, выбора оператора порта и поиска финансирования. В декабре 2019 года Консорциум в седьмой раз не смог выполнить обязательства и предоставить правительству документацию о кредитных соглашениях с банками. Речь шла о закрытии финансовой сделки, предусматривающей получение 400 миллионов долларов от международных финансовых институтов. В конечном счёте сделка сорвалась.
Собственно строительство самого порта началось в декабре 2017 года, а в июле 2018 года начались работы по углублению дна до 16 метров.
Первая фаза строительства предполагала строительство порта для грузовых судов, терминала для контейнеров, волнореза и двора для интермодальных железнодорожных перевозок. На это требовалось 600 миллионов долларов. При этом общая стоимость проекта 2,5 миллиарда долларов США. По проекту порт Анаклия уже после завершения первой фазы должен принимать корабли вместимостью 10 тысяч контейнеров. Однако, процесс остановился на проведении дноуглубления. На данный момент строительство порта полностью приостановлено.
Отметим, что проект строительства порта Анаклия, в первую очередь, нацелен на транзит китайских, а в перспективе и индийских контейнерных грузов, прибывающих на Кавказ по транскаспийскому маршруту, в частности, из портов Туркменбаши (Туркменистан) и Актау (Казахстан).
Особое значение проекту придавали в Вашингтоне. Так, С. Фредерик Старр, председатель Института Центральной Азии и Кавказа с офисами в американском Совете по внешней политике в Вашингтоне и в Институте исследований развития и безопасности в Стокгольме, в своей статье под названием «Самый восточный порт Европы» (Europe’s Easternmost Port), отмечал, что порт Анаклия, благодаря своей способности существенно облегчить торговлю и взаимодействие между Европой и Китаем, крайне ценен и важен для Соединенных Штатов.
Проект строительства порта Анаклия призван помочь в реализации стратегии Вашингтона и Брюсселя в отношении Кавказа и Центральной Азии, в первую очередь за счёт создания здесь системы континентальной торговли, независимой от крупнейших евразийских держав — Китая, России и Индии.
Подробнее о геополитических аспектах строительства порта Анаклия в следующих публикациях портала «Каспийский вестник»:
Влад Кондратьев
Добавить комментарий