В Будапеште 25 апреля 2024 года состоялась второе заседание Координационного комитета по транспорту Организации тюркских государств (ОТГ).
Известно, что на встрече, организованной заместителем государственного секретаря по транспортной стратегии Министерства строительства и транспорта Венгрии Ларандом Боем и заместителем генерального секретаря ОТГ Мирвохидом Азимовым, присутствовали Джавид Гурбанов, заместитель Министра цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики, Жанибек Абдрашов, посол Республики Казахстан, Ырысбек Бариев, заместитель Министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, Дурмуш Юнувар, заместитель Министра транспорта и инфраструктуры Турции, Маманбий Омаров, первый заместитель Министра транспорта Узбекистана, Батыр Аннаев, директор Агентства «Туркмендениздеряллары» (Агентство морского и речного транспорта) и Эрман Эреке, Генеральный делегат Постоянного представительства IRU на Ближнем Востоке.
В ходе состоявшихся консультаций был рассмотрен ряд важных вопросов, направленных на укрепление транспортного сотрудничества между членами и наблюдателями ОТГ. Ключевые пункты повестки дня включали обсуждение путей содействия транспортным и транзитным операциям по Среднему коридору (Транскаспийскому международному транспортному маршруту) — стимулов, скидок и упрощенных процедур для повышения эффективности и связанности по всему региону.
Кроме того, обсуждения были сосредоточены на практических мерах по реализации Совместного плана действий («Дорожной карты») Программы обеспечения транспортной связанности тюркских государств на 2023-2027 годы, инициативах по цифровизации в рамках таких проектов, как «ePermit» и «eCMR», которые используют технологии для упрощения трансграничных процедур и повышения операционной эффективности.
В качестве важнейших шагов по повышению мобильности и упрощению торговли были названы упрощение визового режима для водителей, создание правовых рамок для содействия взаимному признанию сертификатов грузовых транспортных средств и разработка единых требований к массе и габаритам дорожных транспортных средств в транспортных коридорах.
Как сообщает пресс-служба Агентства морского и речного транспорта Туркменистана, Батыр Аннаев в своем выступлении на форуме акцентировал внимание коллег на системных преобразованиях в транспортно-логистической сфере Туркменистана с целью реализации географических преимуществ страны в формировании транзитного каркаса евразийских цепочек поставок.
Особая роль, по его словам, здесь принадлежит международному морскому порту Туркменбаши, который располагает возможностями стать одним из главных логистических центров всего Центральноазиатского региона. Портовый комплекс Туркменбаши включает паромный, пассажирский, контейнерный, грузовой и другие терминалы, а также судостроительно-судоремонтный завод.
Он играет важную роль в транзитной системе Центральной Азии, являясь звеном коридора Восток-Запад. Обладая пропускной способностью 17 миллионов тонн в год, порт способен обрабатывать весь спектр товаров, востребованных в регионе. Регулярные грузовые перевозки осуществляются по маршруту Туркменбаши – порты Прикаспийских государств.
По оценке Аннаева, на фоне геополитических событий в мире и волатильности на рынке традиционных для Центральной Азии экспортных товаров (удобрения, химикаты и нефтепродукты) происходит изменение маршрутов грузоперевозок. Наиболее востребованными для товаров из Азии и Китая являются Северный (через Россию), Средний (Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Европа) и Южный (через Красное море). В начале 2024 года политические события в Красном море и других регионах привели к резкому росту цен на транспортировку грузов в Европу. В связи с этим значение Среднего коридора между Каспийским и Черным морями возрастает. И объединение усилий стран-участниц проекта по его развитию открывает широкие перспективы, подчеркнул Батыр Аннаев.
Он отметил, что Туркменистан предпринимает активные шаги для увеличения загрузки порта Туркменбаши. Рассматриваются различные меры стимулирования транзита, включая предоставление льгот по портовым сборам и скидок на морские перевозки. Между Туркменбаши и Баку курсируют регулярные паромы, а сухогрузы осуществляют фидерные перевозки. Режим «таможенного склада» в порту Туркменбаши позволяет хранить товары без уплаты таможенных пошлин до 3 лет. Эти возможности открыты для всех стран-участниц.
Развитие Среднего коридора и стимулирование транзита через порт Туркменбаши будут способствовать росту экономики стран Центральной Азии и укреплению их позиций на мировом рынке, подытожил руководитель агентства «Туркмендениздеряёллары».
В своем выступлении он также указал на возможности созданного в 2018 году было Акционерного общества открытого типа «Транспортно-логистический центр Туркменистана».
Центр выполняет такие задачи, как повышение эффективности транзитных перевозок через территорию Туркменистана и разработка выгодных логистических решений, сотрудничая с частными предприятиями и хозяйственными обществами Китая, Узбекистана, Казахстана, Турции, Грузии и других государств.
Влад Кондратьев
Добавить комментарий