Стратегическое значение проекта новой железной дороги Азербайджан – Иран
Каспийский транзит

Стратегическое значение проекта новой железной дороги Азербайджан – Иран

9 ноября в Ташкенте состоялась встреча Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева с Президентом Исламской Республики Иран Эбрахимом Раиси, на которой обсуждены вопросы, связанные со строительством железнодорожного и автомобильного мостов в направлении Агбенд через реку Араз и прокладкой коридора через территорию Ирана между основной территорией Азербайджана и Нахичеванским автономным районом Азербайджанской Республики.

В связи с проведенными переговорами заслуживает аналитическая статья Центра изучения Ирана и Евразии, посвященная новому проекту Баку и Тегерана.

В статье на сайте центра отмечается, что проект новой железной дороги Азербайджан — Иран по соединению с Нахичеванью, который будет реализован согласно договоренности сторон, обладает стратегическим потенциалом для укрепления стабильности на Кавказе. Этот совместный проект с обходом железной дороги в Сюникской области Армении, где Баку ранее выражал намерение по эксплуатации Зангезурского коридора, имеет последствия экономического и политического характера. Отклонение транзита от региона Сюникской области значительно снизит напряженность и создаст условия для дипломатического взаимодействия в регионе.

Предыстория двустороннего соглашения Азербайджанской Республики и Ирана

В октябре Шахин Мустафаев, заместитель премьер-министра Азербайджана, встретился с Мехрдадом Базарпашем, заместителем министра дорог и городского развития Ирана. Стороны обсудили важные вопросы в области транспорта и коммуникаций, энергетических и водных ресурсов, разделяемых между Азербайджаном и Ираном.

На встрече стороны направили соответствующее уведомление о быстром завершении проекта строительства терминала Астара. Они подчеркнули, что этот терминал имеет стратегическое значение для содействия торговле и коммуникациям в регионе.

В ходе переговоров также было заявлено о важности ускорения хода реализации совместных проектов электростанций и гидроэлектростанций, которые призваны увеличить производство энергии и способствовать управлению ресурсами в регионе.

Одним из подписанных документов стало соглашение о строительстве железной дороги и новых мостов для обеспечения железнодорожной связи между экономическим центром региона на востоке и Автономной Республикой Нахчыван Азербайджана.

Кроме того, на совещании были согласованы вопросы по строительству моста, автомобильного и пешеходного перехода через реку Аракс в районе границы, что облегчит трансграничный трафик, а связь и сотрудничество между двумя странами укрепятся.

Проект новой совместной железной дороги Иран – Азербайджан

Правительства Азербайджанской Республики и Ирана, комментируя договоренности заявили, что совместный проект обладает потенциалом для геополитических изменений на Южном Кавказе. Эта инициатива, помимо укрепления экономических связей, окажет потенциальное влияние на геополитический баланс в регионе.

Этот проект, основывается на прошлых успехах двустороннего транспортного сотрудничества Баку и Тегерана. В первой половине текущего года (марте-сентябре) обмен товарами по железной дороге продолжил устойчивый рост, ему способствует работа терминала в Астаре.

Новый проект, ориентирующий экономическую зону на восток и Автономную Республику Нахчыван Азербайджана свидетельствует о приверженности обеих стран углублению экономической интеграции и регионального сотрудничества. Такое развитие событий может иметь дополнительные последствия для динамики и стратегической сферы региональных альянсов.

Восстановление контроля Баку над Нагорным Карабахом привело к трансформации геополитической картины в регионе Южного Кавказа. Вместе с тем, ряд деревень на взгляд Баку неправомерно находится под контролем армянской стороны. С учётом  решении Франции оказать военную помощь Армении вероятность возобновления конфликта на Южном Кавказе сохраняется.

Значение совместного проекта Баку и Тегерана выходит за рамки выгод экономического и регионального сотрудничества. Этот проект является результатом стратегических усилий Ирана по защите своих границ с Арменией и недопущению контроля армии Азербайджана над регионом Сюникской области. В этом контексте железнодорожное сообщение между двумя странами не только укрепляет экономическое сотрудничество, но и влияет на динамику власти и территориальные соображения на Южном Кавказе, имея безусловное геополитическое значение.

Азербайджанская Республика и Ирана в случае успешной реализации инфраструктурных создадут транзитную и пограничную инфраструктуру в районе Зангилана.

Коридор Азербайджан – Баку – Нахчыван преобразует зону сообщения между Восточным Азербайджаном и Автономной Республикой Нахчыван через территорию Ирана. Ожидается, что этот проект в течение будущего года будет завершен и готов к эксплуатации.

Результат

Министр иностранных дел Исламской Республики Иран подчеркнул необходимость возобновления регионального сотрудничества для содействия миру и экономическому развитию на Кавказе после их восстановления. Министр иностранных дел Ирана Хосейн Абдолахийан на встрече со специальным представителем президента Азербайджанской Республики в Тегеране заявил о непоколебимой приверженности Тегерана расширению своих отношений с Баку в различных областях. Отмечена важность создания сбалансированного подхода в двусторонних отношениях в новую эпоху взаимодействия. Иран также напомнил о необходимости сменить язык напряженности и конфликта на язык мира и безопасности в регионе, Нагорном Карабахе.

Президент Ирана с акцентом на неизменную позицию Ирана против любой смены руководства в регионе заявил о стремлении Тегерана к активному участию в продвижении мира, стабильности и урегулировании споров на Кавказе.

Теперь спекуляций о возможном использовании Азербайджаном военных инструментов для соединения региона Нахчыван с материковой частью Азербайджана, провинцией Сюник на юге Армении, нет. Армения выступает против объявленного плана, поскольку Азербайджан, в дополнение к прохождению территории Армении, стремится контролировать ее. Иран, делая акцент на важности сохранения территориальной целостности стран, поддержал таким образом Армению.

Озабоченность стратегией Ирана на Южном Кавказе отражает приверженность страны защите территории Армении, в частности региона Сюник на юге страны. В октябре Иран, открыл консульство в деревне Капан. Это четкое предупреждение Азербайджану о нецелесообразности захвата провинции Сюник военными средствами.

В продолжение превентивной позиции Тегерана, Еревану было предложено открыть консульство Армении в провинции Восточный Азербайджан. Эта акция направлена не только на поддержку Ираном политики Армении, но и представляет собой другой подход к дипломатии — региональный. С другой стороны, азербайджанцы стремятся создать коридор для соединения Центральной Азии и Европы через Турцию, что отвечает интересам стран НАТО.

Новая железная дорога, соединяющая Азербайджанскую Республику и Иран, имеет важное стратегическое положение и экономические интересы, важные для Тегерана и Баку. Иран свяжет Азербайджан с Турцией и Европой, и получит прибыль за счет торговли и инвестиций в Иран.

Для Ирана первостепенное значение имеет граница с Арменией и с северными регионами Евразии, связанными торговлей с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Благодаря этому железнодорожному сообщению объем торговли между Баку и Тегераном увеличился, и экономическое сотрудничество укрепляет его.

С внедрением этой общей инфраструктуры Иран превратится в важнейший компонент сети, охватывающей регион Центральной Европы. В то же время усилия Турции по маргинализации Тегерана Ирана из-за его стратегического положения Ирана, как полюса потенциального транзита и энергоносителей, сохраняются.

Тегеран, помогая восстановить мир и стабильность в регионе, не только обеспечивает интересы своей страны, но и играет важную роль в формировании ландшафта геополитического развития Южного Кавказа и других регионов.

Проект железной дороги, являющийся общим компонентом интегрированного сетевого инфраструктурного транспортного коридора, образует Международный транспорт Север –Юг (INSTC), который соединяет Россию и Иран через Азербайджан.

Эти усилия по укреплению отношений между Россией и Азербайджаном заключаются в том, что после обострения недавнего кризиса и кризиса на Украине появились попытки последовать за Москвой, чтобы найти альтернативные маршруты.

Расширение совместных проектов между Баку и Тегераном, несмотря на недавние споры позволит стабилизировать дипломатические отношения между ними.

Подготовил Влад Кондратьев

17 ноября, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели