Узбекская Стратегия развития транспортной системы до 2035 года уделяет особое внимание формированию транспортных коридоров, чтобы местные грузы быстрее вышли к морским портам, в частности, к каспийским портам.
Первый шаг был сделан в начале ноября 2023 года в Ташкенте на полях Первого транспортного форума стран-членов ШОС. Тогда был подписан Меморандум о взаимопонимании в вопросе формирования и развития международного мультимодального транспортного коридора Россия — Каспийское море — Туркменистан — Узбекистан — Киргизия. Он позволит Узбекистану выстраивать логистические цепочки вплоть до Турции через Азербайджан, Иран и Грузию.
Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» отметил: «Узбекский рынок сбыта, хотя и приличный по меркам СНГ, но не безразмерный. Жизненно необходимо наращивать экспорт. Но как, если Узбекистан буквально зажат со всех сторон степями и пустынями, непроходимыми горами? Выход только один-кооперироваться с соседями, с самыми крупными партнерами, среди которых Россия, Китай, Турция, Иран, Пакистан, Закавказье в поиске и созданию новых дорог на чужие рынки».
Сейчас задача стоит в том, чтобы наладить маршрут через Каспий в обход Казахстана. Это позволит, во-первых, миновать заторы на казахской границе, во-вторых, перевести часть грузопотока в порты Астрахани и Махачкалы. Этот маршрут – самый короткий и выгодный для поставок товаров из Узбекистана в Россию.
Эксперты считают, что Узбекистан только выиграет, если вовремя встроится в новые транспортные коридоры, станет страной-транзистером для всей Центральной Азии. Это гарантирует рост доходов государства, новые рабочие места и повышение благосостояния населения.
Напомним, за последнее время рост товарооборота с Россией вырос на 26,5% (до 8,3 млрд долларов). Причем, экспорт из Узбекистана увеличился на 50%, достигнув небывалых 2,8 млрд долларов!
Стоит отметить, что Узбекистан – одна из двух стран в мире, которые «дважды не имеют выход к морю», то есть, нужно пересечь минимум два государства, чтобы добраться до Мирового океана.
Подготовила Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий