Терминал обеспечит прогнозируемый рост экспорта зерна по направлению Казахстан — Иран
В порту Курык (Казахстан) введен в эксплуатацию новый зерновой терминал мощностью 1 млн тонн в год. 9 ноября 2024 года с терминала осуществлена отгрузка первой грузовой партии в 3,5 тыс. тонн ячменя с использованием причала № 4. Об этом сообщает пресс-служба министерства транспорта республики.
Проект реализован частной компанией Kaspi Grain Way. На терминале построено 18 силосов, в которых единовременно можно хранить до 28 тыс. тонн зерновых. Производительность конвейеров составляет 300 тонн в час. Сейчас на зерновом терминале хранится около 14 тыс. тонн ячменя.
«Терминал обеспечит прогнозируемое увеличение объемов экспорта зерновых культур по направлению Казахстан — Иран/страны Кавказского региона и далее», — сказано в сообщении.
Проект реализован в рамках исполнения Комплексного плана развития морской инфраструктуры Казахстана на 2024‒2028 годы.
Как известно, проект строительства многофункционального морского терминала «Саржа» в порту Курык включен в Концепцию развития транспортно-логистического потенциала РК до 2030 года и играет важную роль в развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута – Среднего коридора и диверсификации экспортных маршрутов.
Напомним, что соглашение о сотрудничестве по строительству зернового терминала в порту Курык было подписано в феврале 2021 года нацкомпанией «Қазахстан темир жолы», ТОО «Порт Курык» и компанией Kaspi Grain Way.
Зерновой терминал является частью многофункционального морского терминала «Саржа». Новый терминал для хранения зерна мощностью до 1 млн тонн в год возводится для диверсификации номенклатуры грузов на территории порта. Строительством зернового комплекса занимается компания Kaspi Grain Way.
Особенность новой стратегической площадки в том, что силосы могут единовременно хранить до 25 тысяч тонн зерновых культур. Благодаря терминалу увеличатся объемы экспорта зерновых культур из Казахстана в Иран и Кавказский регион, а далее в другие страны. Сегодня мультимодальный комплекс связывает Казахстан с государствами каспийской акватории. Он делает нашу страну важным логистическим звеном в международных маршрутах.
Первая очередь зернового терминала, введенная недавно в эксплуатацию, имеет пропускную способность до 240 тысяч тонн в год. Ожидается, что полная реализация проекта позволит увеличить мощности до 1,5 млн тонн хранения зерновых в год. Более того, конструкция терминала позволяет единовременно хранить и накапливать различные сорта зерна. Этот важный нюанс в разы повысит гибкость работы порта в данном направлении.
Зерновой терминал очень нужен региону, так как позволит повысить конкурентоспособность транспортного маршрута, увеличить грузопоток, нарастить экспортный потенциал и усовершенствовать процесс грузовых перевозок через порт Курык. Это повысит транзитно-экспортный потенциал страны и будет способствовать развитию отечественного малого и среднего предпринимательства.
С начала года объем перевалки грузов в порту Курык уже превысил 1,5 млн тонн, и ожидается, что к концу года этот показатель достигнет 2,2 млн тонн. В то же время проектная мощность порта составляет 6 млн тонн в год, с возможностью круглогодичного приема автомобильных и железнодорожных паромов на четырех специализированных причалах.
На территории Мангистауской области расположены еще несколько зерновых комплексов.
Зерновой комплекс АО «Ак Бидай-Терминал» расположен на восточном побережье Каспийского моря в морском порту Актау мощностью единовременного хранения 22,5 тыс. тонн и перевалки около 600 тыс. зерновых тонн в год. В час терминал может перевалить до 350 тонн зерна. Это значит, что он может принимать до 3 тыс тонн и отгружать в морские суда до 4 тыс тонн зерна в сутки.
В текущем году через зерноперевалочный терминал «Ак-Бидай» планируется отгрузить 400 тыс тонн зерна. Это в 3,2 раза больше, чем объем перевалки прошлого года – тогда терминал отгрузил 126 тыс тонн зерна.
Стоит отметить, что грузоперевалка экспортного зерна через порт Актау в сентябре 2024 года выросла в 3 раза по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года и достигла 90 тыс. тонн.
Между тем, несмотря на имеющие мощности и перспективы, возникают временные проблемы с доставкой зерна в порт Актау. К примеру, казахстанские железные дороги запретили прием к перевозке зерновых грузов в зерновозах для последующей отправки в порт Актау. Запрет касается всех железнодорожных станций и будет действовать с 17 по 20 октября 2024 года. Причина — отсутствие свободных емкостей на зерновом терминале Актауского порта (вместимость 60 тысяч тонн), ожидающие выгрузки более 360 вагонов (24,3 тысячи тонн) и находящиеся на подходе более 400 вагонов (27,6 тысячи тонн).
Как ранее сообщалось, зерновой комплекс «Ак-Бидай» создал систему зерновых терминалов в Казахстане, Азербайджане и Иране. Создание экспортных зерновых мощностей в Иране и Азербайджане стимулирует казахстанские компании к экспорту зерна в указанных направлениях, дают возможность закрепиться и расширить присутствие казахстанских экспортеров на перспективных рынках Ирана и Персидского региона, а также Азербайджана и т.д.
Кроме того, на территории Актауского морского северного терминала, расположенного недалеко от порта Актау, тоже работают зерновые силосы, способные обрабатывать миллион тонн зерновых в год, а единовременно хранить до 60 тыс тонн зерна.
Стоит отметить, что маршруты отправки зерновых из портов Актау и Курык направлены не только в сторону Ирана, но и в связке с портами Алят (Азербайджан), Поти и Батуми (Грузия), что позволяет организовать постоянно действующие маршруты в направлении Европы.
Кроме того, создание казахстанского паромного флота, о котором было недавно заявлено, позволит обеспечить транспортировку зерна без необходимости перегруза на Каспийском море, это действительно открывает большие перспективы для экспортной логистики Казахстана.
Конечно, развитие контейнерных перевозок позволило бы значительно расширить географию экспорта казахстанского зерна, однако отсутствие консолидированных точек сбора порожних контейнеров, неразвитость данного сегмента в Казахстане пока не позволяют в полной мере использовать данный потенциал, поэтому развитие контейнерного хаба, планируемое Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК, в перспективе позволит поработать в данном направлении.
Недавно стало известно, что Казахстан планирует экспортировать пшеницу в Афганистан и Пакистан через Бейнеуский зерновой терминал. Здесь планируется в ближайшее время провести модернизацию и увеличить мощности зернового терминала, благодаря чему зерновые силосы способны будут одновременно хранить 100 тыс. тонн зерна, принимать в день до 500 вагонов, отправлять до 2 млн тонн в год в упакованном виде и зерновозах. В перспективе мощности будут расширяться.
В целом система зерновых терминалов Казахстана способна обеспечить экспорт казахстанского зерна и транзит российского зерна через Каспийское море, в направлении Ирана и Азербайджана, далее с выходом в страны, прилегающие к Черному и Средиземному морям, к Персидскому заливу, к Аравийскому и Красным морям, общим объемом прядка 2 млн тонн зерна в год.
Как стало известно, государственная компания Казахстана «Продкорпорация», в свете рекордно высокого урожая в стране, активно работает над увеличением экспортного потенциала. Проведены переговоры и начата работа по внедрению казахстанского зерна на рынок Египта, планируется рост поставок в Афганистан, отправки кукурузы в Иран.
Общий экспортный потенциал казахстанского зерна составляет 12 млн тонн. Первые контракты на поставку зерна в Афганистан «Продкорпорация» рассчитывает заключить на казахстанско-афганском форуме, который пройдет в Алматы в конце октября. Ведутся переговоры по условиям сделок, включая ценообразование. Для ускорения экспорта и освоения новых рынков компания предлагает частичное субсидирование транспортных расходов.
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий