Волго-Донской канал открыл 70-ю навигацию между Каспийским и Черным морями
Исторические хроники Каспийского региона, Колонка редактора

Волго-Донской канал открыл 70-ю навигацию между Каспийским и Черным морями

28 марта на три дня ранее установленного срока (1 апреля) с учетом обращения судоходной компании ООО «Прайм Шиппинг» и по согласованию с Федеральным агентством морского и речного транспорта открылась юбилейная 70-я навигация в Волго-Донском бассейне внутренних водных путей. В 13:15 судно «Япет» и в 14:00 судно «Дафна» (судовладелец ООО «Прайм Шиппинг») прошли через Константиновский гидроузел в направлении портов реки Волги на погрузку нефтепродуктов.

Сообщается, что гидротехнические сооружения Волго-Дона, средства навигационного оборудования и водный путь готовы к пропуску флота в период навигации 2021 года с глубиной судового хода 365 см.

По прогнозу Росгидромета, общий объём притока воды в Цимлянское водохранилище в паводковый период составит от 4 до 6 км3, что значительно меньше нормы (46% нормы). Однако фактическая гидрометеорологическая обстановка будут зависеть от развития паводка в период апрель – май текущего года.

Следует отметить, что ежегодно по Волго-Донскому каналу, соединяющему Каспийское и Чёрное моря, проходят порядка 6,5 тысяч судов. Для прохода по каналу специально разработаны теплоходы типа «Волго-Дон», которые проектировали под камеру шлюза.

По информации Администрации Волго-Донского бассейна внутренних водных путей в нынешнем сезоне ремонт оборудования произвели досрочно. В рамках программы реконструкции в этом году продолжатся работы на втором и пятом шлюзах. Приступили к третьей насосной станции.

В прошлом году, несмотря на пандемию, водная дорога не пустовала, навигация шла достаточно активно.

«Прирост дала в грузе 2 %, количество судов было на 13 % больше. Груза чуть поменьше, потому что воды было меньше, чем обычно, на Цимлянском водохранилище на сбросе на нижнем Дону. В этом году ситуация похожая, но, надеемся, флот как работал, так и будет работать по максимуму», — отмечает Олег Шахмарданов, руководитель ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей»:.

Следует отметить, что со стороны прикаспийских стран растёт интерес к использованию возможностей выхода в Мировой океан по маршруту Каспий – Волго-Дон.

В конце прошлого года в Казахстане был ратифицировано Соглашение о судоходстве между странами-участниками Евразийского экономического союза.  Данный документ создал единые правовые основы, упростил механизм транзита для казахстанских судов на азово-черноморский бассейн по внутренним водным путям России, через Волго-Дон.

В апреле текущего года в Институте международных отношений Министерства иностранных дел Туркменистана представителями Ассоциации «Туркмен Логистика» проводились мероприятия по вопросу – «Изучение возможностей выхода к европейским портам Балтийского моря по маршруту Каспий – Волго-Дон». В рамках данных мероприятий студенты института, а также иные специалисты прошли соответствующую подготовку по развитию международных транспортных коридоров, а также совершенствованию дорожной инфраструктуры страны.

В связи с началом навигации на Волго-Донском канале редакция портала «Каспийский вестник» предлагает ознакомиться с историей создания и характеристикой этой без преувеличения стратегически значимой водной магистрали, связывающей Каспийское и Чёрное моря.

ВОЛГО-ДОНСКОЙ СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ им. Ленина (ВДСК), соединяет реки Волга у Волгограда и Дон у г. Калач-на-Дону. Длина 101 км из них 45 км проходят по рекам и водохранилищам. Глубина после строительства 4м.

ВДСК начинается в Сарептском затоне Волги (южнее Волгограда), идёт по долине реки Сарпы вдоль подножия возвышенности Ергени, по Волго-Донскому водоразделу, по долине реки Червлёной, водохранилищам Варваровскому, Береславскому, Карповскому, выходит в реку Дон у г. Калача-на-Дону на Цимлянском водохранилище. На канале имеется свыше 50 инженерных сооружений, в т.ч. 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). Расстояние между шлюзами варьируется от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне. Кроме того, здесь действуют 3 насосные станции (Кардовская, Мариновская и Варваровская), 13 плотин и дамб. В состав гидротехнических сооружений канала также входят: 7 водосбросов и водоспусков; 2 аварийно-ремонтных заграждения; 8 железнодорожных и автомобильных мостов через канал; 100 км приканальной автотрассы; 9 благоустроенных жилых посёлков. Питается канал донской водой, так как Дон лежит выше уровня Волги на 44 м. Системой насосных станций воду поднимают на водораздел, откуда она самотеком идет на волжский и донской склоны в трассу канала.

Чтобы судно попало из Волги в Дон, оно должно девятью шлюзами подняться на 88 м, пройти водораздельный участок и по четырем шлюзам опуститься на 44 м к Дону.

При проектировании пропускная способность канала была определена в 11 млн тонн за навигационный период. В ходе практического освоения трассы выполнены значительные работы по увеличению гарантированной глубины на канале, а также комплекс мер по обеспечению устойчивости и надежности гидротехнических сооружений. Благодаря творческому труду инженеров канала: В.А. Чмшкяна, В.А. Виноградова, В.Я. Шестакова, А.Н. Полячкова, В.М. Муравьева, М.П. Щилова, Ю.М. Худякова, В.Д. Индюшкина и многих других, пришедших на эксплуатацию Волго-Дона в 1952, пропускная способность канала существенно повышена. Рекордным для канала был 1983, когда по нему было перевезено более 13,5 млн т грузов. В 2006 по Волго-Донскому каналу было перевезено около 13 млн т грузов. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет 237 суток. За этот период по нему в среднем проходит около 6000 судов. По каналу допускается движение судов грузоподъёмностью до 5 тыс. тонн.

В районе станицы Цимлянской была построена плотина, она перекрыла течение Дона и дала возможность создать искусственное водохранилище — Цимлянское. Две великие реки Волга и Дон соединились в районе между шлюзами № 1 и № 2 31 мая 1952. 1 июня 1952 началось первое шлюзование. В первой половине июля теплоход «Сергей Киров» совершил пробное плавание, после чего настало время для официального открытия движения судов по каналу. 27 июля с Волги его открыл флагман Московского пароходства теплоход «Иосиф Сталин», а навстречу одновременно отправился теплоход «Сталинская конституция». В этот же день открылось движение по линиям Москва — Ростов-на-Дону, Сталинград — Калач. 27 июля 1952 состоялось официальное открытие Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина.

Этот водный путь в два раза сократил расстояние между портами Черного и Балтийского морей по сравнению с путем вокруг Европы. Основное назначение канала — обеспечение безопасных условий судоходства и устойчивой работы гидросооружений. Кроме транспортных задач, благодаря каналу ведется орошение, осуществляется водо- и энергоснабжение. На эти цели расходуется не менее 160 млн куб. м воды в год, то есть половина перекачиваемого объема.

ВДСК является частью Волго-Донского водного пути от г. Волгограда до г. Азова (общей протяженностью 613 км), который состоит из Волго-Донского судоходного канала, внутренних водных путей, проходящих по Цимлянскому вдхр. и р. Дон. Судоходство по Волго-Донскому водному пути обеспечивают 18 однониточных шлюзов, а также комплекс других гидротехнических сооружений для обеспечения уровненного режима орошения и водоснабжения прилегающих территорий.

Канал также является составной частью Международного транспортного коридора «Север-Юг», предназначенного в т.ч. для перевозок транзитных грузов между северными регионами Европейского Союза и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Велика роль канала в жизни Волгоградской и Ростовской областей — орошены сотни тыс. гектаров засушливых земель. На канале действуют системы оперативной связи навигационного ограждения судовых ходов, система диспетчерского руководства. Регулирование движения судов, осуществляемое на канале, позволяет в режиме реального времени контролировать продвижение флота, ускорять судопропуск, обеспечивать безопасный проход судов. Большая часть этой уникальной водной артерии проходит по землям Калачевского муниципального района, благодаря чему и сам когда-то небольшой х. Калач превратился в один из крупных районных центров Волгоградской обл.

Обслуживает канал Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей». Основная деятельность его направлена на обеспечение безопасных условий судоходства и устойчивое функционирование гидротехнических сооружений. Помимо транспортных задач решаются вопросы орошения, водоснабжения и энергетики. Ежегодные объемы работ по реконструкции определяются на основании материалов наблюдений и исследований, проводимых специалистами канала совместно с научно-исследовательскими и проектными организациями Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга. Реконструкция водного пути и комплекса гидротехнических сооружений предусмотрена Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010) в рамках подпрограммы «Внутренние водные пути», приоритетным объектом которой является техническое перевооружение насосных станций Волго-Дона,

В начале XXI в. проведен большой объем восстановительных работ на гидросооружениях Волго-Донского судоходного канала, в результате чего из-за возросшего грузопотока доходы ВДСК за несколько лет фактически удвоились.

Сегодня канал играет важную роль в обеспечении транзитных перевозок по водным путям России, входящих в международный транспортный коридор «Север-Юг». Будущее же Волго-Дона — интеграция в международную транспортную сеть. В этой связи планируется создание международного консорциума по строительству второй линии ВДСК. Ее создание должно увеличить пропускную способность канала до 35 млн т в год. Эта новая транса, артерия позволит кардинальным образом улучшить судоходное сообщение между Каспийским и Черным морями и, следовательно, даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное моря, в Мировой океан. В скорейшей его реконструкции заинтересованы все прикаспийские страны, которые по сути станут морскими державами. Безусловно, проект потребует огромных ресурсов, однако часть расходов планируется возместить за счёт частных инвесторов [1].

Автор: Влад Кондратьев


[1] При подготовке статьи использованы материалы издания Калач-на-Дону: энциклопедия / гл. редактор, авт-сост. Е.А.Мохов. – Волгоград: Издатель, 2008 – 344 с: ил.

Фото: vdgbu.ru, из открытых источников

13 апреля, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели