Интервью Игоря Бабушкина информационному агентству ТАСС: каспийские аспекты
Повестка дня

Интервью Игоря Бабушкина информационному агентству ТАСС: каспийские аспекты

В интервью ТАСС временно исполняющий обязанности губернатора Астраханской области Игорь Бабушкин рассказал о службе в одном из самых закрытых спецподразделений России, о том, кого считает достойным командиром и наставником, о выстраивании отношений с инвесторами и политическими противниками, а также о том, почему не считает себя кризис-менеджером.

С учётом специализации портала «Каспийский вестник» редакция интернет-издания публикует отдельные фрагменты интервью, которые касаются каспийского направления работы главы региона.

— Как вы оцениваете социально-экономическое положение Астраханской области в целом? Насколько сложный регион достался вам в управление?

— Астраханская область — стратегический для России регион. Здесь большой потенциал развития, однако он не использовался в полной мере. С одной стороны — ресурсы Волги и Каспия, нефть и газ, возможности сельского хозяйства и рыбной промышленности, наличие прямого выхода на мировой рынок, взаимодействие с регионами России и, самое главное, уникальный человеческий капитал. С другой — колоссальный логистический потенциал развивается в основном в транзитном режиме. Сильно отстает перерабатывающая отрасль, в кризисном состоянии ряд флагманов судостроения, не используется потенциал земельного фонда, ресурсы возобновляемой энергетики покрывают лишь несколько процентов энергопотребления региона.

Поступательному развитию Астраханской области сейчас уделяется большое внимание. Это обозначалось на совещании в Ахтубинске с участием главы государства Владимира Путина.

В 2018 году валовой региональный продукт оценивался на уровне 499 млрд рублей. Темп его прироста за год составил 6,2%, что выше среднего показателя по стране. Внешнеторговый оборот вырос по сравнению с 2017 годом на 85%. Мы не планируем останавливаться на достигнутом.

Ресурсов достаточно: национальные проекты, собственные дополнительные доходы региона и инвестиции. Например, в сельское хозяйство планируется привлечь инвестиции в объеме 30 млрд рублей. Это даст нам дополнительно 4,5 тыс. рабочих мест. Помимо этого, в настоящее время только в перечень особо важных входят шесть инвестпроектов на сумму более чем 45 млрд рублей.

Методы решения проблем — модернизация и создание инфраструктуры, новых высокопроизводительных рабочих мест. Это положительно влияет на социальный климат в области, повышает качество жизни людей.

Мы обсудили с министром экономики РФ Максимом Орешкиным четыре главные точки роста. Первая — логистический потенциал: транспортные коридоры «Север — Юг» и «Восток — Запад», развитие инфраструктуры особой портовой экономической зоны и дорожной сети, включая северный и восточный обходы Астрахани, с дополнительным мостовым переходом

Вторая — промышленный потенциал, в первую очередь развитие судостроения. Третья — рыбная отрасль: изменение квот, развитие аквакультуры. И наконец, туризм, в том числе круизный. Нам необходимо сформировать качественный туристический продукт.  Отдельный вопрос — повышение качества жизни.

— Как планируете развивать отношения с компаниями «Лукойл» и «Газпром», которые являются крупнейшими налогоплательщиками в регионе?

— С Вагитом Юсуфовичем Алекперовым (президентом «Лукойла» — прим. ТАСС) мы уже встречались, очень хорошо поговорили. Многие платформы, которые находятся на шельфе в Каспийском море, были построены на наших судостроительных заводах. Сегодня есть распоряжение президента об активизации работы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по наполнению заказами судостроительных заводов Астраханской области. Это касается завода «Лотос», «Красных баррикад», которые сегодня необходимо спасать, решать проблемы с выплатой задолженности по заработной плате. Поэтому «Лукойл» может стать для нас поставщиком крупных заказов, что позволит загружать наши заводы, это первое. Второе — у «Лукойла» большая благотворительная кампания, которую они реализуют на территории региона.

У «Газпрома» тоже очень большая благотворительная программа, с главой компании будем встречаться в ближайшее время, обязательно обсудим развитие нашего сотрудничества. Мы заинтересованы в том, чтобы эти компании у нас присутствовали, потому что, как вы правильно сказали, это наш основной источник пополнения и формирования бюджета, будем очень тесно взаимодействовать.

В целом начал проводить встречи со всеми представителями бизнеса. И как оказалось, одна из проблем бизнеса — это то, что их не слышали, они не могли достучаться и преодолеть административные препоны. Будем решать эти проблемы.

О нацпроектах и Каспии

— В ходе совещания по развитию региона 14 мая текущего года президент отметил, что возможности региона используются скромно. Какая-то дополнительная поддержка необходима региону?

— По итогам совещания в Ахтубинске 14 мая был озвучен ряд принципиальных для области решений. Например, восстановление работы судостроительного завода «Красные баррикады». На это нацелен меморандум о намерениях между правительством региона, инвестором и одним из российских банков.

В регионе формируется портовая особая экономическая зона, которая станет частью международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг».

В порту будет создан крупнейший на юге России контейнерный хаб. Через МТК должны пойти грузы из Индии, Китая, Юго-Восточной Азии, Африки, стран Ближнего Востока в Европу и обратно — до 17–25 млн тонн в год

Есть поручение президента оперативно доработать вопрос по созданию особой экономической зоны.

Неотъемлемая часть формирования МТК — ремонт дорог и мостов. Более половины из них находятся в аварийном и неудовлетворительном состоянии. Задача по ремонту мостов не была учтена в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», сейчас речь идет о разработке профильной программы, в рамках реализации которой Астраханская область может стать пилотным регионом. В этом мы заручились поддержкой министра транспорта РФ Евгения Дитриха.

— Астраханскую область называют форпостом России на Каспии. Какие задачи ставятся в части развития сотрудничества с прикаспийскими странами, что сейчас сдерживает развитие этого сотрудничества? Как будете развивать?

— Ничего не сдерживает, сотрудничество активно развивается по нескольким направлениям. В Астрахани работают консульства Ирана, Казахстана и Туркменистана. В прошлом году был открыт Азербайджанский деловой центр. Также по предложению президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева сформирована программа мероприятий по развитию сотрудничества на 2019 год.

У региона есть договоренности по сотрудничеству с Туркменистаном в торгово-экономической сфере. Ведется работа по созданию астраханско-туркменского делового совета. Особо отмечу значительный рост астраханско-иранского сотрудничества: экспорт в эту страну вырос почти на 60% по итогам 2018 года к аналогичному уровню 2017 года. Налажено сотрудничество в транспортно-логистической сфере. В прошлом году компания «Ариан Саид Индастриал Групп» начала работу по подготовке к созданию на территории нашей области пункта по отгрузке в Исламскую Республику Иран древесины.

Еще одно направление — сельское хозяйство. Промышленная группа «Голранг» («Гиг») и холдинг «Рейн Груп» готовятся к аренде 20 тыс. га земель сельхозназначения. На них планируется разместить фермы по содержанию крупного рогатого скота, предприятия по выращиванию кормовых трав. В перспективе — строительство кормоперерабатывающего завода и завода по производству сухого молока.

— Поможет ли в развитии туризма на Каспии круизный лайнер, который строится на судостроительном заводе «Лотос»? На каком этапе работы?

— Одна из моих первых поездок в регионе была на судостроительный завод «Лотос». На предприятии меня ознакомили с ходом строительства двух пассажирских судов проекта ПКС-180 «Золотое кольцо». Оба уже в достроечной стадии. И главную гордость «Лотоса» — круизное судно «Петр Великий» — мне тоже удалось посмотреть лично. Его недавно спустили на воду для достройки и внутренней отделки помещений. По предварительным расчетам, в свой первый рейс «Петр Великий» отправится в навигацию 2020 года.

Что касается развития туризма, в данном случае круизного, то постройки одного судна для этого недостаточно. Мы решаем целый комплекс вопросов, в том числе связанных с обеспечением необходимой инфраструктуры, дноуглублением, — чтобы не было ограничений по осадке судов, заходящих в астраханские порты.

При этом хочу заметить, что на «Лотосе» строятся и другие суда. Идет строительство сухогруза проекта RSD-49, его уникальная особенность — большой трюм, позволяющий перевозить негабаритные грузы на линии Европа — Каспий. Возводятся два самоходных наливных танкера для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов.

О проблемах Волги и рыбалке

— В этом году наблюдается катастрофически низкий нерест рыбы в низовьях Волги. Вы слышали об этой проблеме, какие-то меры начали предпринимать? Другой больной вопрос для Астраханской области — браконьеры. Есть ли у вас варианты его решения?

— Вопросам, связанным с необходимостью комплексного регулирования режимов работы Волжско-Камского каскада ГЭС, уже не одно десятилетие. Потребности различных отраслей хозяйства и регионов вступают в противоречия друг с другом. Между тем маловодье — крайне опасное гидрологическое явление, одна из самых больших экологических угроз нашего времени. От него страдает не только рыбная отрасль. Ухудшаются условия жизни и здоровье людей. Возникают проблемы с водоснабжением крупных аграрных и мелких частных хозяйств, падает урожайность сельхозкультур, высыхают колодцы, возникают проблемы с судоходством.

Необходимо разработать правила использования водных ресурсов Чебоксарского, Куйбышевского, Саратовского и Волгоградского водохранилищ. Это должно быть сделано на основе приоритета интересов населения и экологии, в том числе воспроизводства водных биоресурсов.

Этот вопрос в том числе затрагивался на майском совещании с президентом в Ахтубинске. Правительству России поручено представить предложения по оптимизации пропуска воды в Нижнюю Волгу с учетом интересов рыбохозяйственного комплекса. Будем активно работать с правительством по данному вопросу.

Проблема браконьерства также известна. Здесь необходим комплекс решений: от внесения изменений в нормативно-правовую базу до организации рейдов, в том числе с участием жителей, которые напрямую заинтересованы в этом. Предложения уже поступали.

— Достопримечательность региона — это, конечно, Волга. И здесь тоже много проблем, начиная от ее загрязненности, затопленных судов. У вас уже есть видение, какие проблемы первоочередные и как необходимо их решать?

— Мы действуем в рамках нацпроекта «Экология» и тех задач, которые обозначил президент РФ в майском указе и послании Федеральному собранию. Нам нужно в три раза сократить долю загрязненных сточных вод, отводимых в Волгу, обеспечить устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы.

Отдельный федеральный проект — «Оздоровление Волги». Он включает комплекс серьезных мер: строительство и реконструкцию очистных и водопропускных сооружений, расчистку каналов, подъем затонувших судов на всей акватории Волги.

5 июля, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели