14 мая в поселке Алят Гарадагского района Баку был открыт новый портовый комплекс, способный уже на начальном этапе переваливать до 15 млн тонн грузов ежегодно. Участвующий в торжественной церемонии, приуроченной к этому событию, президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что открытие порта – это очень знаменательный день в жизни страны, так как новый объект позволит стране стать транспортным и логистическим центром на евразийском пространстве и существенно повысит геополитическое и геоэкономическое значение страны.
Следует отметить, что строительство порта началось в 2007 году. Генеральный план и общий проект нового портового комплекса был разработан голландской компанией Royal Haskoning, которая стала победителем международного открытого конкурса. Строительные работы производила местная компания ОАО «Евраскон».
Общая площадь гавани – 117 гектаров. Грузооборот на первом этапе будет составлять 15 млн тонн в год, в том числе около 50 000 контейнеров TEU. Порт сможет принимать Ro-Ro суда, универсальные сухогрузы и корабли служебного флота. Часть подъемных мостов оснащена гидравлическим пандусом, который обеспечивает безопасность судов даже при снижении уровня воды.
Следующий этап рассчитан на то, чтобы способность по перевалке грузов была доведена до 25 миллионов тонн, в том числе до 500 тысяч контейнеров в год.
Для повышения эффективности погрузочно-разгрузочных работ в порту установлены шесть новых немецких портальных кранов на 80, 40 и 32 тонны. На территории гавани имеются грузовые зоны и склады, пограничные и таможенные пункты, а также инфраструктура для единовременного размещения более 1 000 контейнеров, в том числе и холодильных.
Открытие порта вносит существенные коррективы в транспортно-логистическую архитектуру Каспийского региона, что повысит роль Азербайджана в этих процессах и одновременно обеспечит рост интереса к региону со стороны ключевых игроков рынка грузоперевозок на евразийском пространстве.
Порт Алят может стать ключевым звеном нескольких транспортных маршрутов, которые сегодня активно развиваются в Каспийском регионе, в том числе Транскаспийского международного транспортного маршрута, Лазуритового коридора, Транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), а также китайской инициативы «Один пояс-один путь».
Напомним, что Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) предназначен для транспортировки грузов из Китая и стран Центрально-азиатского региона через территорию Казахстана, Азербайджана, Грузии и далее через Турцию или Украину — в Европу. Вопросами развития коридора занимается специально созданная Международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут», учредителями которой являются казахстанские, азербайджанские и грузинские транспортные и портовые компании.
«Лазуритовый коридор» планируется проложить южнее ТМТМ через территорию Туркменистана. Он предполагает организацию транспортного коридора из Афганистана в Европу через Туркменистан, Азербайджан и Грузию. Затем логистика «Лазуритового коридора» замыкается на транспортные магистрали Турции и, таким образом, выходит к границам Европейского союза. Участники коридора заявляют его в качестве кратчайшего маршрута между Афганистаном, Черным и Средиземным морями, которым могут воспользоваться при желании Китай, республики Центральной Азии, Индия, Пакистан, Иран. Коридор пройдет через афганские торговые порты Акина в провинции Фарьяб и Торгунди в провинции Герат, Туркменбаши в Туркменистане, Баку в Азербайджане, Тбилиси и Батуми в Грузии и Стамбул в Турции. Соглашение о создании коридора подписано в Ашхабаде в ходе проведения 14-15 ноября 2017 года 7-й Конференции регионального экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA VII).
Еще один крупный транспортный проект, в котором сможет участвовать новый азербайджанский торговый порт на Каспии – это ТРАСЕКА (англ. TRACECA) — проект евроазиатского коридора, проходящего через регион Кавказа. Осуществляется в рамках идеи восстановления Великого шелкового пути. Программа технического содействия развитию коридора была рассмотрена в 1993 году в Брюсселе, при участии лидеров восьми стран Закавказья и Центральной Азии. Основными узлами для распределения транспортных потоков предполагаются порты Поти и Батуми (Грузия), Баку (Азербайджан), Актау (Казахстан) и Туркменбаши (Туркмения).
Не требует особого представления китайский «Экономический пояс Шелкового пути», который наряду с проектом «Морской Шелковый путь XXI века» является одной их составных частей китайской концепции «Один пояс и один путь», анонсированной председателем КНР во время визитов с страны ЦАР и Индонезию в 2013 году.
Кроме этого, необходимо помнить о ставшей известной в текущем году совместной работе США со странами Кавказа и Центральной Азии по возобновлению поставок военных грузов в Исламскую Республику Афганистан по Северной распределительной сети. Одной из задач, которую, наверняка, предназначен решать новый американский проект является содействие участникам транзита в отработке транспортно-логистических связей в Каспийском регионе. Транспортировка американских грузов через территории Грузии, Азербайджана, Казахстана и Узбекистана поможет этим странам устранить технические барьеры на пути укрепления торгово-экономического сотрудничества и усилит интеграционные экономические процессы между ними. Причём эти процессы не предполагают участия России, поэтому они окажут серьёзное влияние на геоэкономику и геополитику Каспийского региона.
Таким образом, открытие Азербайджаном и другими прикаспийским государствами новых крупных инфраструктурных объектов на каспийском побережье должно стать важным и тревожным сигналом для российских властей. Находящиеся в затянувшемся кризисе российские порты Астрахань, Оля и Махачкала могут оказаться за бортом новой экономической интеграции стран Каспия, что крайне негативно скажется на социально-экономическом развитии прикаспийских субъектов РФ и условиях жизни рядовых российских граждан.
Фото: president.az
Добавить комментарий