21 сентября Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова совместно с АНО «Русско-Туркменский Центр Культуры», и Фондом содействия укреплению дружбы народов прикаспийских государств «Наследие Каспия» в рамках экономического форума «Элиста-2024» провели тематическую сессию «Международный транспортный коридор «Север-Юг» — перспективы экономик стран Прикаспийского региона. Евразийские транзитные проекты: единство истории, культуры и будущее экономики. Роль, место и будущее Республики Калмыкия».
Особое внимание участники экспертной дискуссии уделили роли Республики Калмыкия в реализации коридора «Север-Юг». Отмечалось, что руководство этого прикаспийского субъекта Российской Федерации во главе с недавно избранным на пост главы республики Бату Сергеевичем Хасиковым может внести важный вклад в реализацию проекта.
Флагманским проектом республики на данном направлении является строительство порта в г. Лагань. В рамках круглого стола с докладом по данному вопросу выступили представители акционерного общества «Порт Лагань», которые рассказали участниками дискуссии, на какой стадии находится реализация проекта строительства первого морского порта на территории Калмыкии и с какими трудностями сталкиваются региональные власти при реализации этого стратегически важного инфраструктурного проекта.
Редакция портала «Каспийский вестник» публикует полный текст доклада и презентацию к нему в авторской версии, без правок и корректив.
Современная геополитическая обстановка в мире меняет карту перевозок грузов, в том числе и морским путем. Ситуация в Черном море, где два пролива (Босфор и Дарданеллы) находятся под контролем НАТО в общем и Турции в частности не внушает оптимизма. Основной экспорт российского зерна, который производится на юге России и в Черноземье экспортируется из Новороссийска и портов Азовского моря и реки Дон. Известная обстановка на Ближнем Востоке влияет на перевозки через Суэцкий канал. При этом надо учитывать и то, что перевозки через Суэцкий канал изначально достаточно дороги и по времени в связи с перегруженностью канала имеют издержки. В этой связи наметившаяся в начале 21 века тенденция на изменение карты мировых морских перевозок в настоящее время приобретает реальность. Одним из таких новых путей может стать МТК «Север-Юг» с включением туда использование морских перевозок через Каспий. В России три субъекта имеют выход на Каспий: Астраханская область с портами в Астрахани и п. Оля, Дагестан с портом в Махачкале и Калмыкия. Из них только Республика Калмыкия не имеет морского порта. Тогда как на наш взгляд именно Лагань имеет наиболее выгодное транспортно-географическое положение относительно международного транспортного коридора «Север-Юг», климатические условия (практически незамерзающий порт, способный работать круглый год даже при сложных погодных условиях). Через Лаганский район проходят три транспортные магистрали: нефтепровод КТК, железная дорога, соединяющая Закавказье с территорией страны вплоть до Владивостока, федеральная автомобильная трасса Р-215 Астрахань-Махачкала. Расстояние от железнодорожной станции Улан-Хол до г.Лагань составляет 42 км. по абсолютной равнине без водных и иных преград. Расстояние от федеральной трассы Р-215 до г. Лагань составляет 24км. Протяженность Лаганского канала 45 км, что в сравнении с Волго-Каспийским каналом, длина которого составляет 168 км, короче почти в четыре раза. А это с учетом ограничений скорости прохождения судов по Волго-Каспийскому каналу, необходимостью использования судов меньшего класса, сделает грузоперевозки через Лаганский канал экономически более выгодными.
В районе морского порта Лагань на протяжении многих лет сплошного ледяного покрова практически не наблюдалось из-за наличия морской соляной воды, поэтому порт имеет возможность осуществлять свою деятельность круглогодично.
В Лагани отсутствие заносимости позволят обеспечить устойчивую круглогодичную работу порта. Канал на выход в море протяженностью 38 км и не подвержен речному наносу, что существенно снижает федеральные затраты на ежегодные дноуглубительные работы на пару-тройку десятилетий. (В последний раз до глубины 6 метров канал чистили 1962 году. В 2017 году контрольные замеры при изготовлении декларации зафиксировали глубину 3,5 метра.) то есть порт сможет работать круглогодично.
Махачкалинский зерновой терминал – терминал малой мощности (500 тыс.тонн/год, вместимостью 18 тыс.тонн и скоростью погрузки 800 тонн/сутки) анонсировал создание в Махачкалинском морском порту строительство зернового терминала на 1,5 млн тонн с увеличением до 2-х млн.тонн в год, что является отражением спроса на погрузку зерна в глубоководных портах. Он принимает суда длиной до 150 метров с осадкой до 4,5 метра. Зерно поступает из Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского края.
Ежегодный дефицит зерна в Иране и Ираке составляет 10 млн тонн, который покрывается за счет импорта. Учитывая совокупные возможности российских портов на уровне 1,5 млн.тонн зерновых в год и новые махачкалинские мощности в 2 млн тонн, Россия только в этом направлении упускает возможность экспортировать дополнительные 6,5 млн.тонн, поэтому крайне необходимо нарастить инфраструктуру для перевалки зерновых. Порт «Лагань» может выполнить данную задачу своими мощностями.
В Лагани планируется применение современного высокопроизводительного оборудования, внедрение современных логистических технологий и цифровизация всех процессов.
Планируемый грузооборот порта составит 22,5 млн. т в год. На I-м этапе предполагается грузооборот в объеме 12,5 млн. т в год, включая: терминал для зерна — грузооборот 5,0 млн. т; терминал для перегрузки растительных масел — грузооборот 0,5 млн. т; терминал для контейнерных грузов — грузооборот 5,0 млн. т; терминал для генеральных грузов — грузооборот 2,0 млн. т. На II-м этапе предполагается грузооборот 10,0 млн. т в год, включая: терминал для зерна — грузооборот 3,0 млн. т; терминал для перевалки шрота — грузооборот 0,5 млн. т; терминал для приемки и отгрузки овощей и фруктов — грузооборот 1,5 млн. т в год; терминал для контейнерных грузов — грузооборот 5,0 млн. т в год.
Грузовую базу порта Лагань могут составить внешнеторговые грузопотоки регионов России, производящих зерновые и иные растительные культуры (Волгоградская, Ростовская, Оренбургская, Воронежская, Белгородская, Пензенская, Тамбовская области, Ставропольский, Краснодарский края) в которых заинтересованы прикаспийские и тяготеющие к ним страны (Казахстан, Туркменистан, Иран, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Китай, Индия, Пакистан, Афганистан). В обратную сторону может поставляться продукция указанных стран, например: плодо-овощная, текстильная (хлопок, шелк, кашемир), химическая продукция (например, полипропилен, который производится в г. Туркменбаши на побережье Каспийского моря), электронная техника и др.
Отправление из порта грузов данного грузопотока предусматривается как железнодорожным, так и автомобильным транспортом. Подъездной железнодорожный путь запроектирован до границы примыкания к внутрипортовому железнодорожному пути. Необходимость в устройстве автомобильных подъездных путей к грузовым функциональным районам составит 5,5 км, железнодорожных – 42,3 км.
Площадка строительства с северо-востока и востока граничит с каналом Лаганский Банк и расположена в близости от ВКМСК, что позволит связать канал Лаганский Банк с ВКМСК, тем самым обеспечив заход судов в порт.
Площадь территории, необходимая для размещения порта составит 685,7 га. Срок строительства 1-ого этапа 35 месяцев. Срок строительства 2-ого этапа 19 месяцев. Общий срок строительства 54 месяца или 4,5 года.
Стоимость строительства 1-го этапа – 28,78 млрд. рублей, 2-го этапа 12,52 млрд. рублей с учетом НДС. Итого капитальные затраты, составляют 41,30 миллиарда рублей, включая НДС.
За счет организации высокотехнологичного производства, создания новых рабочих мест морской порт Лагань сделает значительный вклад в социально-экономическое и научно-техническое развитие Республики Калмыкия. После завершения первого этапа строительства порта планируется создание 1664 рабочих мест, и 2344 после завершения второго этапа.
Для успешной реализации инвестиционного проекта Инициатором уже предпринято ряд действий:
1. Была подготовлена Декларация о намерениях инвестирования в строительство нового морского порта. Декларация это первичный предпроектный документ, содержащий общую характеристику, предполагаемое размещение объекта и служащий основанием для реализации намерений инвестирования в строительство морского порта, получения предварительных техусловий к инженерным сетям.
В 2019 году Росморречфлот согласовал декларацию о намерениях инвестирования первой очереди проекта на 12,5 млн. т/год. В порту предусматривается строительство трех терминалов: генеральных грузов (2,0 млн. т), зерна, шрота и растительных масел (зерно – 8,0 млн.т, шрот -0,5млн.т, растительные масла — 0,5 млн.т) и контейнерного (грузы в контейнерах – 10,0 млн. т, овощи и фрукты — 1,5 млн.т). В границах территории порта на перспективу зарезервирован участок для размещения бункеровочной и нефтяной базы.
2. Распоряжением Правительства России от 29 июля 2020 г. N 1980-Р включено в Схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения (утв. распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 384-р) следующее мероприятие:
В рамках Индивидуальной программы Социально-экономического развития Республики Калмыкия 2020-2024 гг., Инициатором проекта было подготовлено Финансово-экономическое обоснование строительства нового морского порта Лагань
Для дальнейшей реализации проекта необходимо включить следующие мероприятия в «Транспортную стратегию Российской Федерации, Инвестиционную программу ОАО «РЖД» и прочие соответствующие федеральные программы:
строительство железнодорожной линии Улан Хол — Адык — Яшкуль — Элиста — Зимовники, которая будет способствовать организации нового международного транспортного коридора с учетом планируемого строительства порта в г. Лагань.
рассмотреть возможность создания портовой особой экономической зоны в г. Лагань для создания положительного инвестиционного климата в регионе.
Теперь о трудностях прохождения проекта.
В 2019 году, когда была получено согласование Росморречфлотом Декларации о намерениях инвестирования в строительство морского порта было принято Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2019 года N 157 «Об утверждении Правил подготовки и принятия решения о создании морского порта», где одним из условий создания морского порта является удаленность планируемых к строительству морского порта от ближайшего морского порта не менее 300 километров и транспортное сообщение с этими объектами от ближайшего морского порта для автотранспортных средств отсутствует или затруднено. Расстояние между Лаганью и селом Оля Астраханской области, где уже есть работающий порт, – 58 км. От Лагани до Махачкалы по автотрассе – 385 км, по прямой – 269 км.
Для преодоления этого препятствия требуется решение федеральной правительственной комиссии по транспорту о целесообразности создания морского порта.
Об этом говорится и в письме «Росморречфлота» от 18 февраля 2021 г. в ответ на внесенное финансово-экономическое обоснование строительство морского порта.
По рекомендации специалистов Росморречфлота и в рамках обсуждения Рабочей группы Комитета СФ по экономической политике в рамках совещания на тему «О развитии международного транспортного коридора «Север-Юг» в части инфраструктуры Каспийского бассейна» было принято решение обратиться к существующей практике среди морских портов – стать терминалом морского порта Астрахань. Это происходит путем включения земельного участка под проектируемый порт Лагань в границы территории морского порта Астханань.
Была проведена работа по выделению земельного участка площадью около 700 га под размещение объектов инфраструктуры морского терминала. Заключен договор подряда на выполнение работ с ООО «НОРДЭНГ», которое подготовило пакет документов для согласования в службу капитала Астраханского морского порта, как того требует порядок изменения границ порта.
В 2023 г. АО «ПОРТ ЛАГАНЬ» обратилось с указанным заявлением к капитану АМП. Осуществлялась переписка, заявление несколько раз возвращалось на устранение недостатков. По существу заявление было рассмотрено в мае 2024 г. Капитан АМП возвратил документы на доработку . Капитан указал, что в Схему территориального планирования в области федерального транспорта включено строительство морского порта в г. Лагань, а не терминал порта Астрахань. Кроме того, в границы морского порта должна быть включена акватория. Тогда как по согласованной Росморречфлотом Декларации образование акватории предусмотрено в дальнейшем при реализации проекта.
Таким образом, мы опять стоим перед выбором: работать над получением решения правительственной комиссии по транспорту о целесообразности создания морского порта или работать над устранением обстоятельств, делающих невозможным включение порта Лагань в границы порта Астрахани и получения статуса оператора терминала АМП.
Для проработки данного вопроса АО «ПОРТ ЛАГАНЬ» обращается к Правительству РК создать рабочую группу или актуализовать состав рабочей группы по содействию созданию объектов инфраструктуры морского порта в городе Лагани, созданной распоряжением Правительство Республики Калмыкии 5 марта 2021 г. , в состав которой вошли руководство АО «Порт Лагань», представители органов региональной исполнительной власти, Лаганского РМО, профильных ведомств». Рабочая группа эффективно функционировала при подготовке финансово-экономического обоснования создания порта.
Подготовил Влад Кондратьев
Добавить комментарий