Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг», зародившийся 25 лет назад как амбициозный проект, соединяющий Санкт-Петербург с индийскими портами через Иран и Каспийское море, до сих пор остается в стадии развития, сталкиваясь с многочисленными препятствиями. Переход от амбициозных планов к реальной функциональности оказался гораздо сложнее, чем предполагалось изначально.
Соглашение о создании МТК «Север-Юг» было подписано в 2000 году Россией, Индией и Ираном. Основная идея заключалась в создании мультимодального транспортного маршрута, который позволил бы существенно сократить время и стоимость доставки грузов между Северной Европой и Южной Азией. Предполагалось, что коридор будет включать в себя железнодорожные, морские и автомобильные участки, проходящие через территории нескольких стран. Это открывало перспективы не только для развития торговли, но и для укрепления экономических и политических связей между участниками проекта. Несмотря на давнее соглашение, многие планы так и не были реализованы, а сроки по другим постоянно сдвигаются. В какой-то момент проект даже казался «заброшенным», во многом из-за санкций США против Ирана. Однако в последние годы, в связи с геополитической напряженностью и растущей значимостью альтернативных маршрутов, интерес к МТК «Север-Юг» возродился. Китайская инициатива «Один пояс и один путь» также способствовала этому процессу.
По словам экспертов, товарооборот по маршруту начал расти, появились планы по его расширению и модернизации. Несмотря на позитивные сдвиги, реализация проекта сталкивается с рядом серьезных трудностей:
1. Геополитическая напряженность и санкции: Санкции против Ирана и России существенно ограничивают возможности привлечения инвестиций и сотрудничества с международными компаниями. Как отмечает старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Константин Сипаро в статье на SNG.Today [1], «в какой-то период проект был, кажется, и вовсе не актуален и «заброшен». Немаловажную роль в приостановке развития МТК сыграли санкции США против Ирана». Эти санкции затрудняют развитие ключевых узлов коридора, таких как порт Чабахар в Иране.
2. Разногласия и конкуренция между участниками: Каждая страна-участница преследует собственные экономические и политические интересы, что, по словам Нелли Семеновой, старшего научного сотрудника Отдела экономических исследований Института востоковедения РАН [1], «затрудняет координацию и принятие стратегических решений». Конкуренция между Арменией и Азербайджаном – яркий пример таких разногласий. Ереван считает свою территорию подходящей для маршрута, в то время как Баку настаивает на преимуществах азербайджанских дорог. Азербайджан также требует разблокировки транспортных путей через территорию Армении для обеспечения сообщения со своим эксклавом Нахичеванью, что может стать частью МТК, но сталкивается с политическими препятствиями.
3. Неразвитая инфраструктура: Существующие железнодорожные и портовые мощности не всегда соответствуют требованиям эффективной транспортировки грузов. «Почти везде наблюдаются проблемы с железнодорожными участками», – подтверждает Константин Сипаро [1]. Необходима модернизация, как отмечает Роман Чекушов, директор департамента развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России [2], «ключевая проблема — это недостаточное развитие портовой инфраструктуры». Среди конкретных проблем эксперты выделяют отсутствие железнодорожного сообщения на участке Решт-Астара (граница Ирана и Азербайджана), нехватку мощностей на пограничных переходах в Сарахсе и Инче-Буруне, а также недостаточное количество судов на Каспии и задержки в транзитном оформлении в портах Ирана.
4. Отсутствие единой тарифной политики и гармонизированных процедур: Различные таможенные режимы, стандарты и процедуры в странах-участницах создают дополнительные бюрократические барьеры. Как отмечает Семенова [1], «различие уровней цифровой трансформации среди стран-участниц… ведут к существенным сложностям».
5. Экологические проблемы: Прохождение маршрута через экологически уязвимые зоны вызывает опасения. «Маршрут трассы пролегает через уникальный природный ландшафт…», – подчеркивает Нелли Семенова [1]. Несмотря на трудности, коридор «Север-Юг» имеет значительный потенциал для всех стран-участниц. Для одних это возможность раскрыть транзитный потенциал, для других – выход на новые рынки. Ключевую роль в проекте играет Иран, через территорию которого проходят все три маршрута коридора.
Россия играет активную роль в развитии МТК «Север-Юг», признавая его стратегическое значение для диверсификации транспортных маршрутов и расширения торговых связей. Усилия России направлены на развитие портовой инфраструктуры на Каспийском море, модернизацию железнодорожных путей, а также на укрепление сотрудничества с другими странами-участницами проекта. В ноябре 2024 года президент России Владимир Путин назначил вице-премьера Виталия Савельева своим спецпредставителем по развитию коридора «Север — Юг» [1], что подчеркивает приоритетность этого проекта для российского правительства. Кроме того, Россия активно работает над гармонизацией таможенных процедур и разработкой единой тарифной политики для повышения эффективности коридора. В частности, Россия инвестирует в развитие портовой инфраструктуры в Астрахани, которая является ключевым узлом МТК «Север-Юг» [2].
В ноябре 2024 года в Астрахани прошел II Международный форум, посвященный развитию международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». Форум собрал более 300 компаний из 20 стран, включая Иран, Ирак, Оман, ОАЭ, Пакистан, Египет и страны Восточной Африки, что свидетельствует о высоком интересе к проекту.
Участники форума, представляющие бизнес, логистику, финансы, промышленность, сельское хозяйство и государственные структуры, подчеркнули важность создания эффективной транспортно-логистической, таможенной и финансовой системы для надежной и быстрой доставки товаров по МТК «Север-Юг». Было отмечено, что МТК может стать ключевым звеном для объединения грузопотоков Европы, Азии и Африки, способствуя развитию торговых связей и увеличению грузооборота.
В рамках форума состоялось более десятка тематических заседаний и дискуссий с участием более 60 экспертов. Обсуждались вопросы развития МТК, применения новых инструментов для международных платежей в условиях санкций и другие актуальные темы.
По итогам форума участники приняли резолюцию, в которой предложили ряд мер для развития МТК «Север-Юг», а именно обращение к федеральным органам власти РФ, госкорпорациям и крупным компаниям с предложениями:
• Создать подгруппу по развитию МТК в рамках Делового совета БРИКС.
• Создать мультимодальные логистические центры в речных портах Самары, Саратова, Свияжска, Перми и Дмитрова.
• Добавить порты Астрахань и Оля в перечень пунктов пропуска экспорта минеральных удобрений.
• Содействовать открытию лабораторий и органов сертификации цементов вблизи портов на Каспии.
• Ускорить процедуры сертификации и таможенного оформления товаров.
• Организовать рейдовую перевалку грузов в портах Астрахань и Оля.
• Создать государственную судоходную компанию для регулярной барже-буксирной линии «Волга-Иран» и строить флот на верфях ОСК.
• Запустить регулярные автомобильные и железнодорожные паромы по маршруту «Россия-Иран-Туркмения» в 2025 году.
• Проработать проект строительства новой железной дороги с колеёй 1520 мм по маршруту «Россия-Центральная Азия — Иран» до портов Персидского залива.
• Активизировать работу с бизнес-сообществами Ирака, Пакистана, Афганистана, стран Персидского залива и Восточной Африки.
• Организовать торгово-логистический хаб в странах Восточной Африки.
• Организовать Биржу экспортно-импортных предложений и контактов в рамках следующего форума.
• Активизировать взаимодействие российского и иранского транспортно- логистического бизнеса с консалтинговыми центрами.
МТК «Север-Юг» задумывался как конкурент Суэцкому каналу, но достижение этой цели к 2030 году маловероятно. Основные препятствия – отсутствие единых стандартов, разногласия по финансовому участию и геополитические факторы.
Тем не менее, к 2030 году вполне возможно повысить транспортную связанность стран-участниц, увеличить товарооборот и сократить время транспортировки грузов. Активизация международных финансовых организаций и государств-инвесторов, а также региональные инициативы могут способствовать продвижению проекта.
Несмотря на все сложности, стратегический интерес к МТК «Север-Юг» сохраняется, и его потенциал для развития торговли и экономических связей между странами-участницами остается значительным. Однако для полной реализации этого потенциала потребуется преодоление множества препятствий и создание благоприятной среды для международного сотрудничества. Потенциал МТК «Север-Юг» остается значительным, особенно в контексте развития стран БРИКС [1].
Пессимистичный сценарий: Сохранение санкций, обострение региональных конфликтов и отсутствие достаточного финансирования могут привести к дальнейшей задержке реализации проекта.
Реалистичный сценарий: Постепенное решение инфраструктурных проблем, частичное снятие санкций и улучшение координации между участниками могут привести к увеличению грузопотока по МТК «Север- Юг». Однако он вряд ли станет полноценной альтернативой Суэцкому каналу к 2030 году. Фокус на отдельных участках маршрута и билатеральных соглашениях может принести более быстрые результаты.
Оптимистичный сценарий: Снятие санкций, активное инвестирование в инфраструктуру и эффективная координация между участниками могут привести к значительному росту грузопотока по МТК «Север-Юг». В этом случае коридор может стать важным элементом глобальной логистики.
МТК «Север-Юг» – стратегически важный проект. Для его успешной реализации необходимы совместные усилия, решение геополитических проблем и значительные инвестиции в инфраструктуру, а также активная работа России по развитию коридора и укреплению международного сотрудничества.
[1] «Север-Юг»: 25 лет в битве за маршрут. SNG.Today. «Север-Юг»: 25 лет в битве за маршрут » «СНГ СЕГОДНЯ» — последние новости стран СНГ читайте на SNG.TODAY
[2] Роман Чекушов: Мы считаем, что резко вверх объем экспорта пойдет с 2027 года. РИА Новости. Роман Чекушов: Мы считаем, что резко вверх объем экспорта пойдет с 2027 года
Алексей Синельщиков
Добавить комментарий